Калий рикошетом ударил по нефти
Проблемный баланс
На 17 сентября запланировано заседание Совмина Союзного государства, которое должно состояться в Москве. Официальной информации о предстоящем заседании Союзного Совмина поступает очень мало. Однако, как сообщает БелаПАН, Министерству энергетики России и Министерству экономики Беларуси поручено завершить согласование топливно-энергетического баланса (т. н. «нефтяного баланса») до конца 2013 года и внести документ на рассмотрение очередного заседания Союзного Совмина.
Более того, правительство Беларуси рассчитывало в сентябре подписать нефтяной баланс не только на IV квартал 2013-го, но заодно и сразу на весь 2014-й. Если бы топливно-энергетический баланс на 2014 год был подписан уже этой осенью, это позволило бы правительству более точно планировать бюджет на следующий год.
Напомню, что в 2013 году Беларусь и Россия так и не подписали годовой баланс поставок российской нефти на белорусские НПЗ. Причиной стал скандал с «растворителями» и «разбавителями» 2012 года. Тем не менее, с начала года поставки нефти на белорусские НПЗ идут по ежеквартальным балансам. В 2013 году Беларусь увеличила свои «нефтяные аппетиты» до 23 млн т, хотя Россия была готова поставить не более 18,5 млн тонн.
Тем не менее, до сих пор Беларусь каждый квартал получала по 5,75 млн тонн российской нефти – это как раз соответствовало желаемым 23 млн тонн за год. Более того, в 2014 году правительство намеревается переработать уже 24 млн т российской нефти, полученной в рамках нефтяного баланса. Точнее, намеревалось. Но после ареста в Минске Владислава Баумгертнера рассчитывать на это уже особенно не приходится. Вероятнее всего, поставки нефти в последнем квартале года будут если не свернуты полностью, то наверняка серьезно ограничены – что уже происходит. Впрочем, об этом – ниже.
Пока же, говоря о нефтяном балансе, стоит вспомнить, что Беларусь по межправительственному соглашению поставляет в Россию бензин со своих НПЗ в обмен на льготные поставки российской нефти. За поставляемые ежеквартально 5,75 млн тонн нефти нам приходится возвращать на российский рынок около 500 тыс. тонн нефтепродуктов. При этом собственная потребность Беларуси в нефти для обеспечения моторным топливом составляет порядка 6,8 млн тонн, то есть 30% от объема поставок российской нефти.
Белорусские продукты нефтеперегонки крайне важны для России, так как позволяют успешно бороться с возможным дефицитом бензинов и дизтоплива на российском рынке. Именно поэтому «Белнефтехим» должен поставлять на российскую биржу весь бензин, выработанный из российской нефти.
Еще 31 июля замглавы Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Анатолий Голомолзин заявил, что поставки белорусского бензина «оказывают оздоровляющее воздействие на российский топливный рынок, способствуя сдерживанию роста цен». По словам Анатолия Голомолзина, в 2013 году на внутренний рынок РФ из Беларуси в рамках межправительственных соглашений поставлено 630 тыс. т бензина, что является значительным объемом для российского рынка. В мае, когда эксперты ожидали сезонных скачков цен на бензин, этого не произошло, в том числе благодаря продажам на бирже бензина с белорусских НПЗ.
Но и здесь не все хорошо. Как сообщает деловая газета «Взгляд», неделю назад Минэнерго РФ обвинило белорусскую сторону в том, что «Белнефтехим» пытается самостоятельно распределять нефтепродукты, полученные на белорусских НПЗ из российского давальческого сырья, оставляя их на внутреннем рынке. Беларусь, впрочем, отвергла обвинения Минэнерго. «Белорусская сторона выставляет на торги на российских биржевых площадках достаточно большие объемы нефтепродуктов и действует в рамках достигнутых соглашений в рамках ЕЭП и Союзного государства», – заявила пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко.
Более того, по ее словам, российские компании самостоятельно распоряжаются нефтепродуктами, произведенными из давальческой нефти. К примеру, «Татнефть» за первые семь месяцев 2013 года оставила в Беларуси 5,7% бензина, произведенного из давальческой нефти, а не 40%, как утверждают в Минэнерго РФ.
Тем не менее, российское министерство рекомендовало «Белнефтехиму» организовать работу по возврату в Россию всех объемов бензинов, которые получают российские компании при переработке нефти на белорусских НПЗ. Также белорусской стороне предложено докладывать о планах и факте поставок на рынок России в III квартале бензинов, полученных из российского давальческого сырья. Получается, что российское Минэнерго фактически пытается взять под контроль нефтепереработку в Беларуси.
Сомнительная нефть
28 августа появилась совершенно неожиданная информация о том, что в сентябре АК «Транснефть» сократит поставки нефти в Беларусь на 400 тыс. тонн – то есть на 25%. Первым об этом сообщил вице-президент компании Михаил Барков. По его словам, которые процитировало Агентство нефтяной информации, сокращение поставок связано с необходимостью ремонта трубопровода на этом направлении. «Труба производства Харцызского трубного завода, проложенная на данном направлении, старая, произведена по старым технологиям. Согласно проведенной диагностике, если не предпринять срочных мер, то могут возникнуть серьезные техногенные проблемы», – пояснил он.
Было решено, что «Транснефть» в сентябре сократит поставки по нефтепроводу «Дружба» в направлении Мозырского НПЗ на 200 тыс. тонн и в направлении Новополоцкого также на 200 тыс. тонн.
Конечно, Михаил Барков оговорился, что решение о сокращении поставок нефти в Беларусь является чисто техническим моментом и не связано с политикой. Более того, по словам россиян, решение о предстоящем ремонте было принято еще весной.
Впрочем, этим заявлениям никто не поверил. Пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко заявила, что в Беларуси не получили официального уведомления о сокращении в сентябре объемов поставок нефти в республику. К тому же понятно, что любой трубопровод ремонтировать лучше летом, а не в осеннюю грязь. Ну и, наконец, как-то очень совпало сокращение поставок нефти с арестом главы «Уралкалия».
Для Беларуси любое ограничение нефтяных поставок очень болезненно, поскольку нефтепереработка обеспечивает порядка 12% ВВП Беларуси. Всего же нефтяной экспорт Беларуси за I полугодие составил немногим менее $6,5 млрд, что составляет 29,2% всего экспорта из страны за этот период. Сейчас импорт нефти в Беларусь идет исключительно из России, по внутрироссийским ценам, которые более чем вдвое дешевле мировых.
Вряд ли кто-то решится предсказать, что будет с белорусской экономикой, если страна лишится этой привилегии.
Неприятный акциз
В этом году продукты нефтепереработки не дают должной отдачи в белорусский бюджет. За январь-июнь Беларусь сократила экспорт нефтепродуктов на 21,5% к аналогичному периоду 2012 года. На рынки СНГ поставки белорусских нефтепродуктов выросли на 1,9% – до 2,38 млн, а в страны Евросоюза и более дальнего зарубежья – сократились на 28,8% до 5,34 млн т. При этом средняя экспортная цена на белорусские нефтепродукты снизилась на 11% до $763 за тонну.
Падение на внешних рынках заставило правительство компенсировать потери за счет внутреннего рынка. Результатом стал указ президента № 375 от 26 августа, согласно которому в Беларуси были повышены ставки акцизов на бензины в среднем на 45%, на дизельное топливо – на 70%. Срок действия новых ставок ограничен 31 декабря 2013 года.
В этом году топливо дорожало один раз – 16 января в среднем на 5% были повышены розничные цены после того, как 1 января ставки акцизов на бензин и дизтопливо выросли в среднем на 20%. Согласно разработанному Минфином проекту закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс резкий рост акцизов должен был произойти только в 2014-м. Но теперь Минфин инициировал увеличение акцизов на топливо в текущем году – предполагается, что благодаря этому удастся привлечь в бюджет около 2,6 трлн рублей дополнительных доходов.
Между тем, в 2014 году ставки акцизов на автомобильное топливо все равно могут вырасти в 2,4-3 раза. Повышение ставок планируется в два этапа: в первом полугодии акцизы на бензин должны возрасти на 45% по сравнению с нынешними, во втором – еще на 65,5% (итого в 2,4 раза). Акциз на дизтопливо должен повыситься на 70% в первом полугодии и на 76,5% – во втором.