Новшества избирательного законодательства — ловушка для оппозиции
Поправки в белорусский Избирательный кодекс почти готовы к отправке в парламент. Цели властей, судя по всему, вполне прагматичны: закрыть последние лазейки оппонентам и, при случае, пустить пыль в глаза западным критикам.
Изменения в избирательное законодательство обсуждались 6 августа на совещании у президента. Высокие чины даже немного поспорили о ряде положений законопроекта под камерами государственных СМИ.
Ермошина — главный реформатор?
Дискуссии на президентском совещании касались в основном одного пункта законопроекта — изменения порядка финансирования избирательных кампаний кандидатов.
Центральная комиссия по выборам (ЦИК) предложила отказаться от бюджетного финансирования кандидатов, увеличить максимальные размеры их избирательных фондов (в 5 раз — на президентских выборах, в 3 раза — на парламентских), создать сам институт таких фондов на местных выборах. Еще одна возможная новация — разрешить открывать свой счет уже с момента регистрации инициативной группы.
Представила эти предложения глава ЦИК Лидия Ермошина. Ее поддержали председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко и замглавы Администрации президента Валерий Мицкевич, которые обосновали свою позицию возможностью контролировать финансовые потоки начиная со стадии сбора подписей.
Против этих новаций выступили глава Минской области Борис Батура и председатель Совета республики Анатолий Рубинов.
Внимательно наблюдавший за дискуссией Александр Лукашенко, судя по всему, занял промежуточную позицию. В итоге лимиты фондов на выборах президента решено повысить не в пять, а в три раза, а потолок фондов кандидатов в депутаты парламента — не трогать.
Предложение же о создании таких фондов с момента регистрации инициативной группы, как сообщает БЕЛТА, «принципиально не отвергнуто».
Показательна риторика, с которой Лидия Ермошина убеждала президента поддержать ее позицию относительно создания избирательных фондов на местных выборах: «Давайте разрешим, они все равно не будут создавать, это для демократии».
Если исключить гипотезу, что глава Центризбиркома беспокоится о демократии, то вывод напрашивается сам собой. Одна из целей новой реформы — игра с Западом. Чем больше «неработающих», пустых нововведений можно будет выдать ОБСЕ за демократизацию, тем лучше.
Оппозиционные кандидаты окажутся на мели
Хотя для кандидатов и расширили возможности привлекать собственные средства и пожертвования, воспользоваться этим новшеством оппозиции будет нелегко. А лишение их пусть и небольшого бюджетного обеспечения лишь осложнит финансирование кампании.
Во-первых, традиции жертвовать деньги на своего кандидата в стране нет. Тем более, когда это приравнивается к поддержке «пятой колонны».
Политический обозреватель Павлюк Быковский отмечает сложность самой процедуры перечисления пожертвований: «Обязательно указание данных физических и юридических лиц, есть масса ограничений по тому, кто может жертвовать, а кто нет».
Во-вторых, даже если фонды можно будет создавать по факту регистрации инициативной группы, как сообщить об этом своим потенциальным сторонникам? «На момент работы инициативной группы нельзя распространять агитацию, нет сообщения о фонде — невозможно собрать деньги», — такие подводные камни видит эксперт.
Своих денег у оппозиционеров немного. Вкладывать иностранную донорскую помощь запрещает закон, а попытки ее легализовать могут повлечь за собой серьезные неприятности.
Таким образом, показная либерализация может обернуться ловушкой для загнанной в финансовую тень оппозиции.
Месть бойкотистам
Хотя тактика активного бойкота во время прошлогодней парламентской кампании дала ограниченный эффект, властям агитация против выборов за государственный счет явно не понравилась. Идея запретить призывы к бойкоту в рамках агитационной кампании не вызвала споров на совещании у президента.
Павлюк Быковский отмечает, что проблемы с агитацией за бойкот возникали и раньше: «На местах людей задерживали, пытаясь обвинить в попытке срыва выборов, несмотря на то, что Избирательный кодекс разрешал агитировать и за, и против выборов».
Политолог Юрий Чаусов также напоминает, что во время парламентской кампании 2012 года выступления «бойкотистов» в СМИ цензурировали: «Сейчас предлагается это узаконить».
«Есть стремление закрыть все лазейки, которыми пользуется оппозиция», — поясняет собеседник БелаПАН.
А деньги, сэкономленные на отмене бюджетного финансирования кандидатов, планируется потратить на «информационные буклеты вместе с приглашением посетить избирательный участок для рассылки избирателям», отметила Лидия Ермошина. По сути, то, что раньше причиталось оппозиции, теперь пойдет на борьбу с ее же идеей бойкота.
Власть облегчает себе жизнь
Другие предлагаемые новшества еще больше упростят избирательную кампанию для власти.
Такова, например, идея проводить выборы депутатов парламента в один тур. Участковым комиссиям не придется рисовать большие цифры поддержки провластного кандидата — хватит на один голос больше, чем у ближайшего конкурента.
Предложено также создать на парламентских выборах промежуточное звено территориальных и областных избирательных комиссий. По мнению Юрия Чаусова, это нужно для того, чтобы «международные наблюдатели не видели потока жалоб, который идет в ЦИК из окружных комиссий».
Есть и странное новшество: кандидатов обяжут указывать сведения о судимости. Казалось бы, смысл затеи очевиден: раз оппозиционеров периодически привлекают и к уголовной ответственности, почему бы не дискредитировать их таким образом в глазах избирателей?
Но Павлюк Быковский отмечает: «Тот, кто имеет судимость, не имеет права баллотироваться, а тот, у кого она погашена — не должен ее нигде указывать». Заставлять человека указывать уже снятую судимость — противоречит другим нормам законодательства, убежден эксперт.
Наконец, тот факт, что до местных выборов остаются считанные месяцы, а проект нововведений еще даже не опубликован, лишь убеждает критично настроенных наблюдателей, что заявленные высокие цели реформы — пустой звук.
Интересы же властей вполне прагматичны: закрутить гайки для оппозиционеров и при этом подороже продать Европе косметический ремонт законодательства.
Артем ШРАЙБМАН