Сила духа
Во взаимодействии церкви и государства важно то, насколько эффективно они отвечают на вызовы времени
Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”, политический аналитик
Одним из наиболее ярких и запоминающихся общественно значимых событий нынешнего лета в России, Украине, Беларуси стали праздничные мероприятия по случаю 1025-летия Крещения Руси. Пышные торжества с участием Патриарха Русской православной церкви Кирилла, высших иерархов иных православных церквей, руководителей и должностных лиц государств православной традиции прошли в Москве и Киеве, третьей завершающей столицей стал Минск.
Безусловно, события, связанные с празднованием, вызвали серьезный общественный резонанс и привлекли внимание людей как в Беларуси, так и за ее пределами. И неспроста: несмотря на наличие в стране иных религиозных традиций, православная вера в организации нашего общества значит очень многое и имеет свое начало в первых государствах-княжествах белорусской земли: еще в далеком 992 году была образована Полоцкая епархия, а в 1005 году основана Туровская. В XIV—XV веках существовала Литовская митрополия, включавшая в себя епархии на территории современной Беларуси. Многовековая летопись белорусского православия имеет много славных страниц.
В то же время история православия в Беларуси — это еще и история противоречий, когда чувства верующих в угоду сильным мира сего использовались в качестве идеологического обоснования агрессии и захватнических войн. Фактор православия неоднократно в исторической судьбе белорусского народа становился действенным оружием в руках внешних политических оппонентов нашей земли. Под разными лозунгами (от необходимости “крещения схизматиков” до “защиты истинной веры”) различными внешними игроками разыгрывалась религиозная карта: история нашей Родины знает как гонения на православие со стороны польского правительства Речи Посполитой, так и попытки утвердить его в качестве единственной доминирующей конфессии, когда белорусские земли были в составе Российской империи. Тем не менее, несмотря на различные проекты власть имущих, белорусский народ через века пронес собственные основы духовности, и среди них как веротерпимость, так и православную веру, которая в Беларуси не стала и никогда не станет причиной противостояния.
В суверенной Республике Беларусь церковь отделена от государства, власть носит светский характер, но православие было и остается одним из важнейших духовных скреп нашего общества, ведь верующими себя считают около 60 процентов белорусов, из них 83 процента относят себя к православной конфессии. По данным аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, общая численность православных в нашей стране — более четырех миллионов человек.
Поэтому понятно, почему белорусский лидер Александр Лукашенко — человек, по собственному признанию, глубоко светский, столь серьезное внимание уделил участию в торжественных мероприятиях по случаю 1025-летия Крещения Руси и так часто обращается к теме религии и православной веры в частности. Очевидно, что не только внутренняя значимость православия в жизни белорусов, но и непростая внешняя обстановка, явный кризис западной общественной модели, когда на смену ценностям семьи, добродетели, патриотизма приходят однополые браки, массовая наркомания и яростный космополитизм, заставляют руководство Беларуси все больше внимания уделять вопросам веры и духовности — как основной охранительной черте нашего общества перед различными деструктивными идеями, получающими все большее распространение в информационном пространстве современного мира.
Знаково, что в ходе встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Александр Лукашенко не только затронул темы общей духовности, но и констатировал необходимость выстраивания современных интеграционных процессов на основе религиозных этико-правовых норм. Очевидно, что в условиях морального разложения и духовного нигилизма западной модели именно Традиция и Духовность могут стать основными имиджевыми маркерами будущего наднационального образования, что однозначно вызовет симпатии к нему сотен миллионов людей по всему миру, и прежде всего в государствах ЕС.
Широкий резонанс в церковных кругах вызвали высказывания белорусского Президента о необходимости реформирования православной церкви с тем, чтобы церковные обряды стали доступнее и понятнее современному человеку. На мой взгляд, не следует воспринимать заявления Александра Лукашенко как попытку государственной власти административным путем вмешаться в сферу церковной жизни. Наоборот, подобное заявление необходимо понимать как пожелание и актуальный совет к церкви со стороны государства о необходимости идти в ногу со временем. Ведь не секрет, что для пропаганды собственных идей распространители различных экстремистских религиозных форм используют новейшие технологии, интернет-пространство, а основным объектом их влияния становится молодежь — именно та молодежь, которую белорусское государство просто не может потерять.
В этой ситуации наиболее надежной опорой, инструментом проведения государственной политики в вопросах духовного просвещения общества и призвана быть православная церковь. Но обеспечить качество и эффективность подобного взаимодействия церкви и государства может лишь адекватность действий и принимаемых решений реалиям современного мира, способность не только реагировать на возникающие вызовы и угрозы, но и действовать на упреждение.