Совмин определил внешние и внутренние террористические угрозы Беларуси
Совет министров Беларуси 25 июля своим постановлением № 658 утвердил Концепцию борьбы с терроризмом в Беларуси. Ее целями являются обеспечение единства подходов к организации и осуществлению предупреждения, выявления, пресечения и минимизации последствий террористической деятельности, совершенствование правовых и организационных основ борьбы с терроризмом.
Согласно документу совершение актов терроризма в стране, использование террористами ее территории или воздушного пространства для осуществления международной террористической деятельности могут быть обусловлены наличием как внешних, так и внутренних источников террористической угрозы.
Так, ко внутренним источникам террористической угрозы отнесены:
формирование, проникновение или распространение идеологии экстремизма, сепаратизма, национальной, расовой и религиозной нетерпимости, возникновение или незаконная деятельность организаций, групп, отдельных лиц, придерживающихся и пропагандирующих такую идеологию, функционирование деструктивных культов и псевдорелигиозных групп;
использование в политической, общественной и иной деятельности методов, заведомо направленных на дестабилизацию обстановки в стране, искусственное нагнетание напряженности в обществе, создающее угрозу беспорядков, сопровождающихся насилием со стороны группы лиц и организаций, в результате которых может возникнуть опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства;
ослабление патриотизма и традиционных нравственных ценностей в молодежной среде в силу недостаточного уровня развития гражданского общества, деструктивного информационного воздействия на процесс социализации молодежи;
проявление тенденций к росту социального расслоения, наличие значительного количества преступных и иных противоправных деяний против личности и собственности;
недостаточно высокие правовая культура граждан и уровень знаний, навыков и умений в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
наличие преступности, связанной с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также иной организованной преступной деятельности;
высокая концентрация на территории страны экологически опасных объектов, арсеналов, складов боеприпасов, взрывчатых, пожароопасных веществ, их размещение вблизи жилых зон и объектовжизнеобеспечения;
существенное расширение информационно-коммуникационной инфраструктуры и зависимость Беларуси от импорта информационных технологий, средств информатизации и защиты информации, а также их неконтролируемое использование в информационных системах объектов повышенной техногенной опасности, что создает угрозу совершения актов терроризма путем повреждения данных систем;
недостаточное распространение и применение систем автоматической блокировки доступов к наиболее важным узлам и центрам управления объектов повышенной техногенной опасности;
наличие лиц, обладающих профессиональными навыками, которые могут быть использованы ими для подготовки и совершения актов терроризма.
Внешними же угрозами, по мнению авторов концепции, являются:
высокий уровень активности террористической деятельности за рубежом и значительное количество террористических и экстремистских организаций;
географическое положение Беларуси, позволяющее организованным группам и преступным организациям рассматривать ее территорию как транзитный коридор для незаконного оборота оружия массового уничтожения и его компонентов, технологий и оборудования двойного назначения, оружия, боеприпасов, радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, осуществления иной организованной преступной деятельности;
деятельность спецслужб, иных организаций и отдельных представителей иностранных государств, направленная на причинение ущерба национальным интересам Беларуси, в том числе путем совершения актов терроризма и диверсий;
увеличение количества мигрантов, следующих в страну или через нее, среди которых могут находиться лица, причастные к международной террористической деятельности;
открытость и уязвимость информационного пространства Беларуси от внешнего воздействия, позволяющие распространять идеологию терроризма через интернет и СМИ;
размещение вблизи белорусской границы на сопредельных территориях крупных экологически опасных объектов, в том числе инфекционных скотомогильников, захоронений радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива, что создает предпосылки к совершению актов терроризма путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера;
отсутствие единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, а также общепризнанных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом.