Местные выборы-2014. А судьи кто?

Источник материала:  
20.07.2013 15:34 — Новости Политики

Выборы в местные советы могут пройти, по мнению некоторых наблюдателей, в конце этого или начале следующего года. Поскольку на местные выборы наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ не приглашают, следить за ходом избирательного процесса будут сугубо местные наблюдатели. Однако, отмечают эксперты, среди политической оппозиции нет согласия даже в вопросе о том, кому и как следует проводить независимое наблюдение.


Попытки зарегистрироваться пока безуспешны

Местные выборы-2014. А судьи кто?31 июля Верховный суд рассмотрит жалобу на отказ Министерства юстиции в регистрации правозащитного общественного объединения «За справедливые выборы».

По словам сопредседателя одноименной кампании Виктора Корнеенко, Минюст отказал в регистрации объединения по двум причинам. Первая заключается в том, что список учредителей объединения был написан от руки, вторая — что в уставе среди форм деятельности значилось проведение тренингов и концертов.

«Хочу отметить, что при первой попытке регистрации объединения претензии о заполнении списка учредителей от руки нам почему-то не выдвигались. Что касается проведения тренингов и концертов, то мы понимаем, что необходимо получить соответствующую лицензию. И мы собирались так и поступить после регистрации, а не делать все наоборот», — сказал Корнеенко в интервью БелаПАН.

Он также отметил, что учредители объединения считают решение Минюста политическим, а причины отказа в регистрации — надуманными.

«Итоги рассмотрения жалобы в Верховном суде предсказуемы. Но мы хотим пройти все предусмотренные белорусскими законами стадии обжалования решения Минюста, чтобы потом иметь возможность подать жалобу в Комитет ООН по правам человека», — сообщил Корнеенко.

Учредительное собрание правозащитного общественного объединения «За справедливые выборы» состоялось 27 марта в Минске. Его инициатором стал региональный актив кампании «За свободные выборы», который участвовал в наблюдении за парламентской кампанией 2012 года.

Это уже вторая попытка официальной регистрации объединения «За справедливые выборы». Первая была предпринята в 2011 году после президентской кампании 2010 года. В регистрации организации было отказано, по словам Корнеенко, «на основании претензий, которые либо не связаны с законом, либо которые можно было решить в рабочем порядке».

Представители кампании «За справедливые выборы» активно участвовали в наблюдении за последними избирательными кампаниями, в частности президентскими выборами 2010 года и парламентскими 2012-го. По итогам выборов кампания заявила о многочисленных нарушениях избирательного законодательства и не признала их честными и справедливыми.

При этом Корнеенко категорически не согласен с мнением тех, кто говорит, что попытки добиться регистрации и обжаловать отказы бессмысленны, так как решение суда предопределено, а также с тем, что, если в стране нет выборов, то такие организации в принципе бесполезны.

По его словам, в местных выборах 2014 года активисты кампании «За справедливые выборы» намерены участвовать, как делали это и в прошедшие избирательные периоды.


Наблюдение состоится в любом случае

Корнеенко отметил, что во время местных выборов активисты кампании будут работать по нескольким направлениям.

Во-первых, будут предлагаться изменения нормативного характера, то есть в Центризбирком и комиссии будут направляться проекты постановлений по процедуре подсчета голосов и правам наблюдателей.

В частности, будет предлагаться обеспечить открытый и прозрачный подсчет голосов, чтобы все члены комиссии и наблюдатели могли видеть общий результат. «Сейчас каждый член комиссии считает свою часть бюллетеней и сообщает результаты только председателю, — сказал Корнеенко. — Мы будем вновь предлагать это изменить».

Кроме того, в рамках подготовки к участию в избирательной кампании будет проводиться обучение наблюдателей, чтобы они не только фиксировали нарушения, но и пытались их предотвратить, а в случае когда это не удалось, могли подать жалобу.

Также, по словам Корнеенко, планируется выдвигать представителей кампании «За справедливые выборы» в участковые избирательные комиссии, а по итогам всей избирательной кампании будет подготовлен отчет о выявленных нарушениях.

Говоря о попытках регистрации общественной организации на базе кампании, Корнеенко подчеркивает, что это облегчило бы жизнь активистам. При наличии официально зарегистрированной структуры, отметил собеседник, гораздо легче решать такие технические задачи, как, например, выдвижение своих представителей в комиссии.

Корнеенко отметил, что наблюдением во время избирательных кампаний занимаются и белорусские правозащитники.

«Но между нами есть некоторые отличия, — говорит он. — По итогам наблюдения правозащитники делают свое беспристрастное заключение о произошедшем. Мы же еще и пытаемся подталкивать власти к действиям, когда направляем им проекты постановлений, когда пытаемся предотвратить нарушения и когда обращаемся в прокуратуру и суды, если предотвратить не удалось».

Корнеенко также уверен, что волонтеров для работы на местных выборах будет не меньше, чем в предыдущие кампании.

«Хотя накал борьбы тут совсем не тот, что на президентских или парламентских выборах, потому что местные советы являются антуражной структурой, которая ничего не решает, — отметил собеседник. — Но и на местных выборах власть не будет изменять уже привычной схеме фальсификаций, не будет ничего менять. А наша задача — вынудить ее изменить существующие правила, поэтому мы не можем пропускать местные выборы, будем работать».


Сценарий властей непоколебим

«Наблюдатели отмечают, что выборы могут состояться либо в конце этого, либо в начале следующего года, — сказал политолог Юрий Чаусов в интервью БелаПАН. — Но сама избирательная кампания, а следовательно и кампания наблюдения за выборами, должны стартовать в этом году. То есть времени не так уж и много осталось».

При этом политолог отмечает, что необходимо разделять функции наблюдения на правозащитную (выявление нарушений, оценка справедливости и свободы избирательного процесса) и политическую (позволяет на основе данных наблюдения оспаривать результаты или каким-то образом добиваться изменения итогов выборов).

«Именно эта политическая функция обусловила влияние на итоги выборов, например, в Украине в 2004 году. Но в Беларуси этой второй функции наблюдение не выполняет. Оно лишь фиксирует нарушения, дает оценку характеру избирательного процесса. Это такой мониторинг, но не контроль, который изменяет ситуацию», — сказал эксперт.

Кроме кампании «За справедливые выборы», отмечает Чаусов, во время избирательных кампаний свое наблюдение за выборами осуществляют и белорусские правозащитники (инициатива «Правозащитники за свободные выборы»).

«Разница между ними в том, что вторые заявляют о том, что проводят правозащитное наблюдение, а первые — это более политическая кампания, которая заявляет, что борется за изменения путем наблюдения. Но парадокс в том, что как раз эту функцию они и не выполняли», — подчеркнул политолог.

Чаусов отмечает, что «За справедливые выборы» — это все же кампания политических структур. «Но так как сейчас политическая оппозиция как единый субъект не существует, а есть несколько центров, то происходит конкуренция за то, кто будет это политическое наблюдение проводить», — говорит собеседник.

Он напоминает, что на парламентских выборах было довольно много субъектов, которые проводили свое наблюдение и потом объявляли результаты.

«Получается смешная ситуация, когда есть чуть ли не десяток похожих инициатив, которые заявляют о своих оценках выборов на основе результатов наблюдения. Это ненормальная ситуация, но она обусловлена тем, что самими политическими партиям и организациям в Беларуси на выборах в плане прихода к власти ловить нечего. Чтобы выжить на этом политическом поле, они занимают такую позицию заинтересованного наблюдателя», — полагает Чаусов.

По его словам, накануне местных выборов в оппозиционных структурах идут «достаточно живые споры» о том, как должно быть организовано политическое наблюдение. «Тут достаточно большое пространство для интриг и выяснения отношений среди политических структур», — считает политолог.

В то же время, подчеркивает Чаусов, нельзя сказать, что наблюдение за избирательным процессом не позволяет властям проводить выборы в том административно-контролируемом ключе, как это проходит в Беларуси.

При этом «опубликование альтернативных данных об итогах и нарушениях, свидетельствующее о том, что спектакль недостаточно убедителен, властям мешает, но не в организационном, а в имиджевом плане», сказал Чаусов.

Впрочем, имиджевые потери не препятствуют властям проводить подобные спектакли и объявлять результаты, полученные в результате манипуляций, резюмировал эксперт.



Татьяна КОРОВЕНКОВА
←Замглавы МИД РБ провела переговоры с послом Италии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика