Программа действий
Законодательное обеспечение экономических процессов в Союзном государстве — одна из главных задач Парламентского Собрания Беларуси и России
Вчера в Минске состоялась очередная 44-я сессия Парламентского Собрания Беларуси и России. В заседании помимо депутатов участие приняли представители Постоянного Комитета Союзного государства, министерств и ведомств Беларуси и России. Повестка дня сессии включала девять вопросов, но львиная доля времени ушла на обсуждение четырех тем.
Во-первых, парламентарии рассмотрели и утвердили отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета за 2011 год. Объем бюджета составил около 4,8 млрд российских рублей. При этом профинансировано 17 союзных программ, что по расходам занимает около 90 процентов бюджета.
При этом парламентариями решена проблема по срокам рассмотрения отчета бюджета: эта процедура обычно занимала полтора-два года. Вчера же депутаты приняли постановление, в соответствии с которым союзный Совмин должен теперь предоставлять отчет об исполнении бюджета прошлого года к первому ноября текущего года.
Во-вторых, депутаты внесли в Высший Государственный Совет Союзного государства ряд предложений, позволяющих сократить сроки принятия программ Союзного государства, поскольку есть случаи, когда в ходе процедуры утверждения программа теряет свою актуальность. И, как особо подчеркнул в своем выступлении Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, подобное положение вещей недопустимо, так как большая часть союзных проектов связана с разработкой инновационных продуктов и технологий.
Говорилось и о том, что необходимо разработать механизм проведения госзаказчиками экспертиз проектов программ, определив источники финансирования этих работ. Также назрела необходимость усиления контроля за выполнением программ на всех этапах их реализации как Постоянным Комитетом Союзного государства, так и депутатским корпусом. По мнению парламентариев, особое внимание стоит уделить эффективному использованию разработанных в рамках союзных программ технологий и продуктов, так как есть прецеденты, когда все заканчивается на уровне опытных образцов, которые потом не идут в массовое производство. Предполагается, что порядок разработки и реализации союзных программ будет утвержден декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Рассматривая вопрос о союзных программах, депутаты неоднократно говорили и о союзной собственности, управление которой сегодня в Союзном государстве не имеет нормативной базы. И если в Беларуси проблема на уровне национального законодательства решается, то в российском законодательстве относительно союзной собственности пока полный штиль.
Еще одним вопросом повестки дня, который вызвал живой отклик парламентариев, стало рассмотрение предложений Парламентского Собрания Беларуси и России в Проект плана мероприятий Союзного государства на 2014—2015 годы, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Открывая обсуждение вопроса, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Государственной Думы Российской Федерации Сергей Нарышкин сказал, что необходимо сохранять историческую правду о победе в Великой Отечественной войне: “Все мы, живущие в ныне независимых государствах, ощущаем себя наследниками этой общей победы наших отцов и дедов. И все, что мы делаем в ее ознаменование, должно быть достойным того великого подвига, должно помогать”.
Стоит отметить, что лейтмотивом выступления многих депутатов в ходе сессии и на заседаниях комиссий, которые ей предшествовали, была забота о перспективах евразийской интеграции, в первую очередь в контексте создания Евразийского экономического союза, где опыт работы союзных структур будет востребован в полном объеме.
И важную мысль в этом плане высказал, подводя итоги сессии, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко: “Важнейшее направление работы состоит в том, чтобы рассказывать нашим людям, нашим избирателям о целях, выгодах и преимуществах Евразийского экономического союза, чтобы люди не только слышали какие-то политические заявления и формулировки, но и понимали, что даст союз, как поднимется уровень жизни, как будут создаваться рабочие места”. Ведь интеграция для белорусов и россиян ценна не сама по себе, а тогда, когда оправдывает их ожидания, повышает достаток и создает новое качество жизни.