В Астане назвали дату «смерти» ЕврАзЭС
Решено: 1 января 2015 года Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). прекратит свое существование. Ему на смену придет Евразийский экономический Союз (ЕАЭС). Впрочем, пока неизвестно, сколько государств будут входить в новую структуру на постсоветском пространстве. В среду в Астане в качестве наблюдателей к ЕврАзЭС присоединились Украина и Кыргызстан. Но войдут ли они в создаваемый ЕАЭС – неизвестно.
Детище Шувалова
В среду, 29 мая, в Астане прошла историческая встреча глав стран-членов ЕврАзЭС – и «историческая» здесь отнюдь не журналистское преувеличение. На ней было объявлено: ЕврАзЭС как межгосударственный институт окончательно перестанет существовать с 1 января 2015 года. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов в среду по окончании заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с энтузиазмом заявил журналистам: «По Евразийскому экономическому союзу и по ЕврАзЭС окончательного договорились, что все институты ЕврАзЭС будут погружены в Евразийский экономический союз, и, таким образом, перестанет существовать институт ЕврАзЭС с 1 января 2015 года».
Игорь Шувалов – это, прежде всего, тот соратник Владимира Путина, на которого российский президент возложил ответственное дело «собирания земель» на постсоветском пространстве. Именно Шувалов, в частности, вел переговоры с главами стран СНГ и отвечал за подготовку учредительных документов ЕАЭС.
В Астане Игорь Шувалов также заявил: «Президенты России, Беларуси и Казахстана договорились о том, что все четыре свободы – рынков товаров, услуг, капитала и рынка труда – будут действовать на территории Евразийского экономического союза с 2015 года полностью и без изъятий. Это самое важное решение, которое сегодня состоялось».
Для нас это означает одно: Беларусь больше не сможет принимать меры по защите своих производителей, мотивируя это тем, что «Россия и Казахстан уже в ВТО, а мы – нет». Более того, по словам Игоря Шувалова, любые изъятия из работы Евразийского экономического союза будут утверждать лично президенты. А это значительно сужает Беларуси пространство для маневра в экономических отношениях со всеми странами ЕАЭС.
Зато официальный Минск может радоваться тому, что, несмотря на все старания Москвы, евразийская интеграция пока сводится исключительно к снятию экономических барьеров. Об этом говорит и само название новой структуры – «Евразийский экономический Союз» – вместо задумывавшегося Кремлем «Евразийского Союза» с передачей части национальных полномочий в некие наднациональные органы по конфедеративному типу.
Впрочем, за это белорусскому руководству стоит благодарить прежде всего президента Казахстана, который все последние 20 лет противится усилению политической роли Москвы. Вот и теперь Нурсултан Назарбаев заявил: ни о какой передаче политических функций в наднациональные органы Таможенного союза речи не идет. «Я хочу подчеркнуть еще раз, никакой передачи политических функций, ущемляющих независимость государств, в наднациональные органы не планируется. Это чисто экономическая интеграция, – сказал он на пресс-конференции в среду в Астане по итогам переговоров лидеров стран Таможенного союза, Украины и Кыргызстана в формате «пятерки». – Конечно, если интеграция будет углубляться, мы почувствуем, что потом нужны будут какие-то новые вещи, например, пересечение границ для людей, товаров, услуг, работа банков – мы это будем решать. Это жизнь покажет».
При этом Назарбаев безусловно признает, что создание Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) выгодно всем его участникам. «Мы исходим из того, что интеграция должна быть выгодна всем ее участникам. Государства идут к интеграции для того, чтобы получить то, что они не могут получить в одиночку, – заявил глава Казахстана, открывая заседание Евразийского экономического Совета. – Интеграционный процесс должен быть эволюционным, надо объединять усилия, искать точки соприкосновения и делать это поэтапно».
Напомним, что Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана начал функционировать с 2011 года, а в январе 2012 года были введены в действие базовые соглашения, формирующие Единое экономическое пространство (ЕЭП). С февраля 2012 года приступил к работе регулирующий орган ТС и ЕЭП – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Следующим этапом интеграции должно стать создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического Союза.
Перетягивание каната с Украиной в роли каната
29 мая в заседании Евразийского экономического Совета кроме глав России, Казахстана и Беларуси также приняли участие президенты Украины и Кыргызстана Виктор Янукович и Алмазбек Атамбаев.
«И президент Украины, и президент Кыргызстана были приглашены сегодня на заседание, принимали участие в нашей дискуссии. Мы их намерения поддержали и приняли соответствующее решение. Достигнута договоренность, что к осени эксперты подготовят необходимые документы, чтобы мы смогли к следующему заседанию Высшего Евразийского экономического совета их одобрить», – сказал Нурсултан Назарбаев.
Речь здесь идет о том, что таможенная «тройка» поддержала намерение Кыргызстана присоединиться к Таможенному союзу, а Украины – получить статус наблюдателя. «Отдельным блоком мы рассматривали перспективы расширения Таможенного союза и единого таможенного пространства. Как вы знаете, Кыргызстан уже подал заявку на присоединение к Таможенному союзу, мы ее рассматриваем, создана рабочая группа, которая готовит „дорожную карту“ для вступления Кыргызстана в Таможенный союз, – поведал президент Казахстана. – Украина выразила заинтересованность в получении статуса наблюдателя в рамках как Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и в будущем Евразийского экономического союза».
Виктору Януковичу сейчас не позавидуешь. С одной стороны на него давит Москва, требуя присоединения к евразийской интеграции хоть в какой-нибудь форме. И российский газ тут используется в роли кнута и пряника одновременно. Не случайно, наверное, российские чиновники разных уровней уже неоднократно заявляли, что выгода от вступления Украины в ТС будет составлять $9 млрд в год. С другой стороны, Януковичу за такое на родине могут и импичмент объявить – в Украине сегодня очень сильны националисты и сторонники сближения с Европой, готовые двигаться в Евросоюз «хоть тушкой, хоть чучелом».
Но почему Россия готова финансировать Украину в рамках евразийского
проекта почти столь же щедро, как финансирует Беларусь? (Достаточно впомнить,
что сейчас Украина платит России по рыночной цене за
Более откровенен был советник президента РФ Сергей Глазьев, заявивший, что возобновление участия Украины в евразийской экономической интеграции несовместимо с интеграцией этой страны в Европейский союз. «Для украинского общественного мнения важно понимать, что невозможно одновременно подписывать соглашение об ассоциации с Европейским союзом и участвовать в Таможенном союзе, – сказал Глазьев журналистам в Астане. – Мы исходим из того, что, поскольку мы договорились предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который сейчас только формируется, это означает намерение Украины войти в Евразийский экономический союз, потому что статус наблюдателя предоставляется только тем государствам, которые хотят войти в наши интеграционные объединения. … Таможенный союз построен полностью по правилам ВТО, и Украина как член ВТО не имеет никаких препятствий участвовать в Таможенном союзе».
Кстати, Сергей Глазьев также напомнил, что экономический эффект от интеграции Украины в структуры ТС может составить до $9 млрд, которые будут ежегодно поступать в бюджет Украины. «На 30-летнем промежутке времени мы оцениваем прирост украинского валового продукта за счет интеграции в 15% ВВП Украины, – отметил он. – С учетом большой проделанной работы, я думаю, что вопрос подключения Украины к формированию Евразийского экономического союза в техническом плане сложностей никаких не представляет».
Как сообщили информагентства, переговоры по Украине шли около пяти часов. По их итогам было принято решение, что Украина получит статус наблюдателя в ЕАЭС. Позже уже в кулуарах президентского дворца Назарбаев и Янукович разъяснили журналистам детали переговоров. «Все решения будут приниматься только консенсусом», – сказал президент Украины. «Думаю, что этот принцип сохранится, если Украина станет членом Таможенного союза», – согласился с ним Назарбаев.
Впрочем, в Киеве спокойно отнеслись к возможности получения Украиной статуса наблюдателя в Таможенном союзе, назвав их «виртуальными политическими декларациями». Так, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский заявил «Интерфаксу», что движение к подписанию Киевом соглашения об ассоциации с Европейским союзом необратимо.
«Во-первых, внутри страны придется объяснять, что никакого статуса наблюдателя в Таможенном союзе пока что нет. Во-вторых, такого статуса Украина не получала. Поэтому важно подчеркнуть, что ничего сегодня не произошло, – сказал Михаил Погребинский. – Думаю, что в ближайшее время ничего такого серьезного и не произойдет. … В Евросоюзе есть собственный процесс принятия решений о том, брать Украину в ассоциацию или нет. Думаю, что сейчас чаша весов склоняется в пользу решения о том, что надо подписывать соглашение об ассоциации – это соответствует геополитическим интересам Брюсселя. Поскольку сегодня видна конкуренция между Брюсселем и Москвой, то подписание ассоциации, при устойчивом желании украинских властей о чем-то подобном договариваться с Россией и Таможенным союзом, будет означать геополитический выигрыш Брюсселя. А с другой стороны, здесь налицо интерес европейских компаний, которые получают открытый рынок, возможность наведения порядка в торговле. Европейская сторона заинтересована в ассоциации с Украиной и вряд ли она будет смотреть на какой-то статус наблюдателя, который ничего и не над чем не наблюдает».