Кремль подкладывает под Беларусь бомбу замедленного действия
Предыдущая статья цикла:
♦ Выборы-2015: Лукашенко против «условного Сидорского»
Без кремлевской поддержки режим Лукашенко долго бы не протянул. Это выглядело аксиомой для участников аналитической конференции «Рубикон-2013» в Таллинне. Вопрос в том, насколько готова Москва и впредь поддерживать бессменного президента-союзника. От этого напрямую зависят его шансы пролонгировать свои полномочия еще на пять лет в 2015 году.
Леониду Злотникову, говорившему на конференции о хозяйственной деградации Беларуси, пришлось отдуваться за всех либеральных экономистов, уже почти два десятилетия пророчащих скорый крах модели Лукашенко. Почему ваши прогнозы лопаются, допытывались у Злотникова, каких опций не учитываете?
И тот назвал главную опцию, дубово-простую, но посрамляющую все апокалиптические прогнозы: белорусскую модель спасает Россия. С этой точкой зрения солидарен политолог Сергей Николюк: «Есть Россия, и краха системы она не допустит».
Другие эксперты разложили по полочкам мотивацию Кремля. Ольга Абрамова отметила: выбирая между Лукашенко и хаосом, Россия «всегда даст еще один-два миллиарда». Юрий Зиссер обратил внимание на страх московских стратегов перед перспективой, когда НАТО окажется под Смоленском, что потребовало бы колоссальных затрат на создание нового рубежа обороны. Дешевле подпитывать уже готовый плацдарм — Беларусь.
Страна живет не по средствам
Итак, российские дотации (а Путин наверняка проплатит еще и гладкое создание Евразийского союза к 1 января 2015 года) помогают белорусской экономике держаться на плаву. Причем было бы неискренне утверждать, что все сжирает антинародный режим. Он воплотил-таки в жизнь формулу «всем-по-пятьсот», а в столице (которую усиленно подкармливают ради лояльности) зарплата перевалила в эквиваленте семисотдолларовый рубеж.
Да, белорусы зарабатывают меньше соседей: поляков, литовцев, россиян, — но зарплаты у нас и так растут намного быстрее производительности труда, «страна потребляет больше, чем производит», подчеркнул тот же Злотников. С 2006 года резко вырос внешний долг, а как только «кончились растворители», пошло вниз сальдо текущего счета. Экономист отметил и другие тревожные симптомы: вновь растут складские запасы, наблюдается долларизация экономики.
Далее, практически потеряно производство сложнотехнической продукции. «По технологическому уровню уходим вниз, за Китай», — сказал эксперт. Он сделал вывод о деиндустриализации Беларуси.
Конечно, если продать «Беларуськалий» за 12-15 миллиардов долларов, то можно еще год-другой продержаться и даже повысить зарплаты на сотню долларов к выборам, но в целом эффективность экономики снижается, сделал вывод Злотников.
Модернизация под вопросом
Аналитик Александр Алесин с тезисом об упадке технологий поспорил, приведя пример: как минимум пять белорусских предприятий производят беспилотники, которые уходят за рубеж со свистом. Востребована и другая передовая продукция оборонки.
Но в целом Алесин согласен с тем, что индустрия, потребляющая много металла и энергии, обречена. По его словам, необходимо уменьшать долю материалоемкой продукции, экспортировать технологии.
Однако «этот процесс сдерживается руководством страны», так как «крупные предприятия являются опорой режима», подчеркнул аналитик. Ради социальной стабильности, лояльности электората власти позволяют гигантам индустрии выпускать продукцию, которая не пользуется спросом.
Кстати, не только эксперты, но и многие рядовые белорусы сомневаются, что объявленная президентом модернизация увенчается успехом. На мартовский вопрос НИСЭПИ «Возможен ли в ближайшие 10 лет в Беларуси технологический прорыв, модернизация экономики, прорыв на основе новейших технологий?» утвердительно ответили 35,4% респондентов, скептиков же оказалось 40,6%.
Аналитики указывают на то, что Россия не может стать для Беларуси локомотивом модернизации, так как сама является сырьевой страной, где господствуют коррупция и олигархический капитализм, сросшийся с властью. Перспективные инвестиции, передовые технологии могли бы прийти с Запада, но с ним белорусское руководство жестоко конфликтует.
Кремль вынуждает Лукашенко заплатить по счетам
К тому же Россия, по словам Юрия Зиссера, больше всего боится, что Беларусь уйдет на Запад. Отрезать ей пути туда поможет Кремлю, в частности, проект создания Евразийского союза. Причем, как считает Ольга Абрамова, в евразийской интеграции для Беларуси точка невозврата уже пройдена.
А это начинает угрожать суверенитету страны. Александр Алесин подчеркнул: для Лукашенко наступает неуютное время «платить по счетам», и Москва дала это понять, поставив ребром вопрос о создании в Беларуси своей авиабазы. Причем военные базы имеют экстерриториальный статус, отметил эксперт. Москва может хранить там и тактическое ядерное оружие, как США в Европе. Если в Польше появится противоракетная оборона, то Москва вполне может пойти и на размещение в Беларуси своих «Искандеров», полагает Алесин.
Таким образом, Беларусь все в большей степени становится военным плацдармом России, заложницей ее геостратегических амбиций. Параллельно Москва стремится скупить лучшие белорусские активы. В этом плане показателен диалог участников таллиннской конференции через скайп с российским политологом Андреем Суздальцевым.
«Москва может деньги дать, но только под гарантии собственности», — так ответил он на вопрос автора этих строк о перспективах дотирования Москвой белорусской экономики.
По оценке Суздальцева, ныне потребности режима Лукашенко в подпитке измеряются уже 19-20 миллиардами долларов в год, и в этом плане Россия «подошла к пределу». Далее, по мнению аналитика, отношения будут строиться «как в ломбарде: хотите получить деньги — давайте собственность».
Беларусь может стать полуколонией
Говоря о белорусских выборах-2015, Суздальцев заявил, что в принципе Москва может поддержать пророссийского кандидата, но пока такого сценария нет. К тому же белорусская оппозиция в плане отношений с Кремлем, по мнению эксперта, «недоговороспособна».
При этом, сказал он, Россия вряд ли пойдет на то, чтобы просто «снять Лукашенко с политического поезда»: должна прежде всего быть проявлена «воля белорусского народа».
Суздальцев добавил, что Кремль выступает в роли «легитимизатора выборов» на постсоветском пространстве и если представить, что Россия не признает итоги выборов-2015, то это было бы «катастрофой для Александра Лукашенко».
Участники таллиннской конференции, в свою очередь, склонились к выводу, что с Беларусью Кремль экспериментировать не захочет. Политолог Павел Морозов (главный организатор и мотор «Рубикона») отметил, что российскому руководству нет смысла «валить Лукашенко». Другое дело, что тот, в свою очередь, не имеет механизмов, чтобы быть гарантом независимости страны в долговременной перспективе.
Итак, с одной стороны, Москва спасает режим, с другой — подкладывает бомбу замедленного действия под будущее Беларуси. Страна отстает в развитии и может превратиться в российскую полуколонию. Если не при Лукашенко, то после него. Ни один правитель не вечен, а в «час Ч» Кремль наверняка сделает все, чтобы провести в дамки своего человека.
Неужели такой исход фатален? Способен ли Запад вступить в геополитическую игру за Беларусь? Об этом мы поразмышляем в следующей статье по итогам конференции «Рубикон-2013».
***
«Вызов Евразии для европейской перспективы Беларуси» — так была сформулирована повестка дня четвертой по счету конференции «Рубикон», которую организовали зарегистрированная в Эстонии негосударственная организация «Новый путь для Беларуси», сообщество «Третий путь» при поддержке Немецкого фонда Маршалла США, Министерства иностранных дел Эстонии и ARU Television. В дискуссии, проходившей 23-24 мая 2013 года, участвовали аналитики из Беларуси, России, Финляндии, Польши, Эстонии, представители белорусской диаспоры.
Таллинн — Минск.
Александр КЛАСКОВСКИЙ