Президентские выборы-2015: оппозиции пока ничего не светит
В 2015 году в Беларуси должны пройти очередные, уже пятые по счету президентские выборы. Вряд ли кто сомневается, что сегодняшнюю власть на них будет представлять действующий президент Александр Лукашенко, бессменно занимающий этот пост с 1994 года. Однако есть ли у его оппонентов хоть какой-либо шанс придти к власти и обновить белорусский политический Олимп?
О своем желании участвовать в выборах уже заявил ряд белорусских политиков, как уже опытных борцов за президентское кресло, так и новичков. В частности, в который раз в предвыборную борьбу намерены ввязаться лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич и экономист Виктор Терещенко. Не прочь поучаствовать в президентской гонке председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько и активистка этой партии, лидер кампании "Наш Дом" Ольга Карач, выбирают уже долгое время единого кандидата лидеры Партии БНФ, кампании "Говори правду!" и Движения "За свободу". Так что, уже сейчас предвыборный пейзаж 2015 года выглядит довольно пестро и разнородно. Но грозит ли кому-нибудь из них хотя бы стать единым кандидатом от оппозиции, не говоря уже о том, чтобы победить?
По мнению политолога Валерия Карбалевича, на предстоящих выборах будет много кандидатов в президенты. "Судя по тому, как сегодня развиваются события в оппозиционном окружении, тяжело думать, что появится единый, что эти структуры договорятся, что не будет раскола", - отметил эксперт в комментарии БДГ. При этом он не исключил, что часть организаций, особенно эмигрантских, будет активно пропагандировать идею бойкота.
Считает, что выборы 2015 года пройдут по сценарию года 2012-го и эксперт команды "Цитадель" Александр Шпаковский. "Про намерение баллотироваться заявляют практически все. Среди тех людей, которые заявили о своем участии в предвыборной кампании, я не вижу лиц, способных объединить вокруг себя даже демократический электорат, не говоря уже о том, чтобы претендовать на то электоральное поле, которое занимает действующий президент", - считает он.
Вместе с тем, полагает Валерий Карбалевич, в случае избрания единого кандидата, "который объединит вокруг себя все оппозиционные силы, который полностью соберет на себя весь протестный электорат", он сможет на равных бороться с Александром Лукашенко. "Он может попробовать дать бой Александру Лукашенко. Поскольку протестный электорат около 30% и рейтинг Лукашенко сегодня также в этих параметрах, то, если бы был единый кандидат, в сегодняшних условиях он на самом деле мог бы попытаться всерьез навязать борьбу Лукашенко. Но, поскольку кандидатов будет много, то этот сценарий работать не будет", - заявил он.
В свою очередь руководитель Центра европейской трансформации Андрей Егоров считает, что количество кандидатов не имеет абсолютно никакого значения. "Если их будет два, три, четыре, один – это особой роли не играет. Если за этим не стоит реальных сил или реальной поддержки. Кандидат является реальным, когда он способен достигать какие-либо задачи, достигать каких-либо выигрышей в течение этой кампании. А этого как раз нет. Если представить, что завтра выборы, то все, что у нас есть – это фиктивные кандидаты. Они ничего не смогут решить, ничего реального в политическом смысле не произойдет", - подчеркнул политолог.
По мнению Андрея Егорова, ни у кого из уже объявивших о желании участвовать в выборах нет никаких ресурсов не только для того, чтобы их выиграть, но и для того, чтобы "хоть как-то осознанно использовать ситуацию выборов для того, чтобы достичь каких-либо значимых политических результатов". "Например, изменить количество поддерживающего их электората, увеличить собственный ресурсный потенциал и достичь того, чтобы силы политической оппозиции были сравнимы с силами политического режима или требовали учета действий политической оппозиции в действиях политического режима. Ни у кого нет никаких серьезных ресурсов, чтобы ответственно участвовать в той кампании, которая будет. Единственным способом набора этих ресурсов является объединение части значимых политических игроков", - считает Андрей Егоров.
Кадровый голод белорусской оппозиции отмечает и Александр Шпаковский. По его словам, "в лагере оппозиции остались либо пожилые люди, которые вряд ли смогут играть активную роль в государственной политике, либо молодежь, которая из-за того, что почти все время была включена в оппозиционную деятельность, почти не была интегрирована в систему госуправления или крупного бизнеса и по своим навыкам, знаниям и биографическим данным вряд ли способно претендовать на должность президента". "Кризис возраста и кадров влияет на то, что выборы могут пройти почти на безальтернативной основе", - отметил представитель "Цитадели".
Валерий Карбалевич даже сомневается в способности некоторых одиозных претендтов собрать необходимые 100 тыс. подписей для регистрации кандидатом. "Что касается Гайдукевича, то если ему помогут власти, то наверное сможет. Если нет – то вряд ли. В прошлый раз он снялся с выборов, когда понял, что не соберет 100 тыс. подписей. Для Ольги Карач собрать 100 тыс. подписей будет вполне реально", - заявил он.
Между тем Андрей Егоров считает намерение баллотироваться Ольги Карач "чисто волюнтаристской инициативой, скорее пиаровского характера". "Ничего серьезного за этим без объединения с другими силами не стоит. А как раз этого нет. Поэтому все это несерьезно. Конечно, это добавит определенных политических плюсов Ольги Карач, но не более того", - отметил эксперт.
Определенный позитив в среде оппозиции Андрей Егоров видит пока лишь в заявлении Партии БНФ, Движения "За Свободу" и кампании "Говори правду!" об объединении своих усилий. По его словам, такое стремление к такому объединению совершенно необходимо, чтобы серьезно влиять на ситуацию во время политической кампании 2015 года.
"Но пока это только декларация. Мы не можем пока судить о реалистичности и эффективности этой инициативы, потому что не совсем понятно, к чему это дальше будет вести. Объединение должно вести к тому, чтобы усиливать и концентрировать ресурсы для будущей политической кампании или будущей политической ситуации. Чего не хватает этой инициативе – четкого обозначения целей. Политические лидеры рассказывают, что они будут делать, сколько у них будет поездок, какие кампании разворачивать, какие вопросы поднимать, но вот какие цели решаются посредством этих целей не совсем понятно. И эти цели не объявлены, не продекларированы. Сегодня непонятно, чего они хотят реально достичь. И пока этого не будет, мы ничего не сможем сказать о серьезности этого тренда к объединению", - подчеркнул глава Центра европейской трансформации.
Да и власть, как отмечает Александр Шпаковский, перед выборами расслабляться не собирается. По его мнению, помешать Александру Лукашенко вновь стать президентом может только резкое ухудшение социально-экономической ситуации. "Я думаю, что будут брошены все ресурсы, чтобы сохранить современную социально-экономическую стабильность и показывать даже видимость некоторого роста", - заявил он.
Вместе с тем, отметил аналитик, некоторые условия для экономического кризиса уже созданы: значительно просел белорусский экспорт и есть планы по повышению зарплаты (по его информации, в июле и сентябре планируется повысить заработные планы бюджетникам и госслужащим). "Для этого ресурсов в стране фактически нет. Это может привести к девальвации национальной валюты и некоторому кризису власти. В то же время, если девальвация не произойдет и будет удачно проведено ЧМ-2014, то в 2015 году для власти взять эти выборы практически никаких проблем не будет. Кроме того, есть информация, что выборы могут пройти даже в не в 2015 году, а в конце 2014-го", - заявил он.
Шпаковский подчеркнул, что, согласно последним опросам, рейтинг главы государства уже приближается к 40%. По его мнению, при сохранении современной социально-политической ситуации, этот рейтинг может "возрасти за счет так называемого болота и людей, которые всегда голосуют за власть, до 60%". Более того, полагает он, если будут освобождены политзаключенные, президент Лукашенко получит "разумные" 60-65% и выборы пройдут по тому же сценарию, как в 2010 году, но без подавления акций протеста спецназом, то эти выборы будут даже признаны Западом.