«Народный референдум» поставил оппозиции диагноз «разобщенность»
23.05.2013 18:21
—
Новости Политики
Настоящей онлайн-перестрелкой отозвалось объявление тремя оппозиционными структурами о запуске инициативы «Народный референдум». Коллеги по борьбе с режимом хором раскритиковали новый проект, который, несмотря на все свои недостатки, имеет некоторый объединительный потенциал, считают эксперты.
Напомним, о намерении провести «Народный референдум» заявили Партия БНФ, движение «За свободу» и кампания «Говори правду». Если коротко, то эти структуры совместными усилиями планируют пообщаться с согражданами, чтобы выяснить, что их больше всего беспокоит, а затем, неясным пока образом, поставить эти вопросы на всенародное голосование.
Реакция других оппозиционеров не заставила себя долго ждать.
Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько приветствовал усилия по объединению, но скептически оценил саму инициативу «тройки». При этом напомнил о своем оставшемся без широкой поддержки предложении выбрать единого кандидата путем праймериз.
Сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» (БХД) Виталий Рымашевский назвал инициативу «мутной».
Экс-кандидат в президенты Андрей Санников и его соратник Дмитрий Бондаренко и вовсе обвинили авторов инициативы в «отбеливании режима».
«Народный референдум», не успев начаться, поставил неутешительный диагноз разобщенной белорусской оппозиции. Чего еще ждать от этого проекта? И можно ли говорить о зарождающейся оппозиционной коалиции?
Навешивать ярлыки все горазды
Оглашая амбициозные планы, лидеры «тройки» пригласили к сотрудничеству всех заинтересованных субъектов. И даже подчеркнули, что их проект может быть реализован вместе с другими инициативами и процедурами, намекая, очевидно, на идею праймериз.
Но у критиков оказалась другая установка. Политолог Валерий Карбалевич так характеризует атмосферу в оппозиционном лагере: «Любую инициативу, которая исходит не от своей организации, оценивают как плохую, не вдаваясь в содержание».
Чем вызвана такая жесткая реакция? Психологические причины кажутся наиболее вероятными: кто-то хочет, чтобы в жизнь воплощались его идеи, кто-то не может развернуть активную деятельность из эмиграции, а кому-то, вероятно, и вовсе нечего предложить.
Заместитель руководителя кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев в комментарии БелаПАН заявил: «Референдум — это сильная идея, она не могла оставить людей равнодушными. И эмоциональная реакция других политиков доказывает это». Дмитриев считает это началом хорошей дискуссии.
И вот здесь всем без исключения оппозиционным политикам стоит задуматься о том, какой подход имеет больше шансов получить общественную поддержку: открытость критике и готовность сотрудничать или навешивание ярлыков и шельмование всего «не своего».
Лучше, чем ничего
Вряд ли кто-то всерьез полагает, что даже скоординированные действия трех оппозиционных организаций могут свалить прочный авторитарный режим. Уповать на пробуждение масс после разъяснительной работы или на реальный референдум в белорусской избирательной системе, по меньшей мере, наивно.
Андрей Дмитриев разъясняет планы инициативы: «Мы проедем по 30 городам и будем вести дискуссию на страницах независимой прессы и в интернете, а также встречаться с экспертами».
Затем планируется представление повестки референдума и сбор подписей. Повестка эта должна стать программой кандидатов от трех организаций на местных выборах, добавляет политик.
Очевидно, оппозиционная «тройка» под маркой «Народного референдума» решает ряд прагматичных задач. Среди них — повышение степени узнаваемости у населения, получение опыта работы с людьми и консолидация вокруг звучной идеи.
Получится ли что-то из объявленной кампании — неизвестно. Политический обозреватель Павлюк Быковский убежден, что ресурсами для достижения заявленного результата никто из оппозиционеров не обладает.
«Судя по всему, в ближайшее время ситуация не изменится, поэтому реальной практической работы на местах мы можем и не дождаться», — полагает собеседник БелаПАН.
Тем не менее, активность такого рода точно не пойдет на вред ее участникам.
Никто не знает, когда в страну вернется полноценная политическая жизнь. Но подготовить к этому свой актив, повысить общественное доверие и собраться в рабочую коалицию несомненно лучше, чем просто отсиживаться и ждать падения «кровавого режима».
Видны очертания новой коалиции
Заявление «тройки», на первый взгляд, породило больше споров, чем согласия. Председатель ОГП Анатолий Лебедько и вовсе заявил: «Если вы хотите дистанцироваться от остальных, предложите им присоединиться к вам».
Однако стоит напомнить, что лидеры этих трех организаций в начале апреля уже выступили с совместным заявлением «Больше Европы для Беларуси», получив тогда свою первую порцию обвинений в предательстве дела борьбы с режимом.
Валерий Карбалевич замечает, что политические коалиции в Беларуси получаются более-менее прочными только под конкретный повод вроде выборов: «То, что сейчас коалиция создается вокруг конкретного проекта, это лучше, чем просто на основе общих ценностей демократии, независимости или прав человека».
Павлюк Быковский прогнозирует, что «ОГП и БХД попытаются «не заметить» эту инициативу и продолжат реализацию проекта праймериз». Эксперт подчеркивает, что две эти инициативы в принципе могут не противоречить одна другой.
Расширение созревающей коалиции возможно за счет левых партий («Справедливый мир», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Белорусская партия «Зеленые»), объявивших недавно о планах объединения своего политического фланга.
Надо признать, их идеи во многом отличаются от взглядов участников «тройки», но, как минимум, две предпосылки к союзу есть: та же установка на консолидацию оппозиции и те же относительно умеренные взгляды на возможный диалог с властью (как на внешней, так и на внутренней арене).
Всем ответственным политическим игрокам было бы полезно поддержать объединительные процессы внутри оппозиции даже вокруг изначально сырых инициатив. Амбиции не должны доминировать над интересами борьбы за перемены.
Артем ШРАЙБМАН