Чем пахнут дырки от сыра

Источник материала:  


Чехия и Польша выясняют, чьи продукты вкуснее. Причем выясняют не на бытовом, что называется, уровне (на бытовом все просто: чехи с удовольствием покупают польские продукты, считая их и вкусными, и вполне адекватными по цене), а на государственном. В Праге прошли консультации министров сельского хозяйства двух стран.


Конфликт длится больше года, и встреча министров Петра Бендла и Станислава Калембы - первая серьезная попытка его уладить. Суть разногласий такова: чешские власти обвиняют польских экспортеров в том, что продукцию на чешский рынок они поставляют некачественную, а в подтверждение своих заявлений готовы предъявить результаты выборочных проверок своих инспекций. Поляки эти обвинения не принимают, заявляя, что все их продукты соответствуют европейским стандартам, а главная цель этой антипольской (вот так, не больше не меньше) кампании в том, чтобы освободить место на полках продуктовых магазинов для товаров чешских производителей. Не знаю, знакомы ли в Чехии и Польше с методами работы главного российского терминатора и главного же санитарного врача Геннадия Онищенко, но его фигура и его же методы работы явственно маячат на горизонте.


Хотя (увы для польских производителей) опасения чешских властей родились все же не на пустом месте. В прошлом феврале сами поляки обнаружили, что некоторые производители продуктов питания использовали промышленную (техническую) соль. При этом польская сторона список таких недобросовестных производителей пусть и не засекретила официально, но и ни с кем не поделилась.


Простые чехи, выбирая между своими и польскими продуктами, руководствуются не столько патриотическими соображениями (магазины Чехии, как и магазины Беларуси, призывают покупать свое), сколько содержимым своего кошелька. Кошелек голосует за польское - в первую очередь из-за цены. Но не только соображения цены заставляют чехов покупать импортные продукты. Например, свининой (а в Чехии это самое популярное мясо) страна способна себя обеспечить менее чем на 50%, хотя до вступления в ЕС в 2004 году она обеспечивала себя практически полностью.


Начиная с 2000 года импорт польских продуктов в Чехию увеличился в четыре раза. Причем среди экспортеров продовольствия в Чехию Польша занимает второе место после Германии, освоив 16% рынка, и польский импорт только растет: его стоимость в прошлом году превысила 20 млрд. крон (чуть менее 1 млрд. долларов). Чешские производители удивляются, как польские продукты могу быть такими дешевыми, и приводят в пример свои расчеты: килограмм польского сыра стоит в Чехии 80 крон (чуть более 4 долларов США), а стоимость только чешского молока, необходимого для производства такого количества сыра, составляет не менее 85 крон.


Сама Чехия, кстати, тоже весомый экспортер продуктов питания, причем 90% идет в страны ЕС. Но совсем скоро это может измениться: министерство сельского хозяйства вырабатывает новую стратегию. Уже объявлены приоритеты чешских экспортеров продовольствия: страны СНГ (прежде всего Беларусь, Россия, Казахстан, Армения и Грузия), Балканы (Сербия, Босния и Герцеговина) и государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам и Китай). Так что если до сих пор при словах "чешские продукты" вам виделось только пиво, то ситуация вскоре может измениться. По крайней мере, правительство Чехии очень на это надеется.


www.pleska.info

 

Советская Белоруссия №86 (24223). Понедельник, 13 мая 2013 года.

Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ

Фото: РЕЙТЕР

←Официальный визит Президента

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика