Чем пахнут дырки от сыра
Чехия и Польша выясняют, чьи продукты вкуснее. Причем выясняют не на бытовом, что называется, уровне (на бытовом все просто: чехи с удовольствием покупают польские продукты, считая их и вкусными, и вполне адекватными по цене), а на государственном. В Праге прошли консультации министров сельского хозяйства двух стран.
Конфликт длится больше года, и встреча министров Петра Бендла и Станислава Калембы - первая серьезная попытка его уладить. Суть разногласий такова: чешские власти обвиняют польских экспортеров в том, что продукцию на чешский рынок они поставляют некачественную, а в подтверждение своих заявлений готовы предъявить результаты выборочных проверок своих инспекций. Поляки эти обвинения не принимают, заявляя, что все их продукты соответствуют европейским стандартам, а главная цель этой антипольской (вот так, не больше не меньше) кампании в том, чтобы освободить место на полках продуктовых магазинов для товаров чешских производителей. Не знаю, знакомы ли в Чехии и Польше с методами работы главного российского терминатора и главного же санитарного врача Геннадия Онищенко, но его фигура и его же методы работы явственно маячат на горизонте.
Хотя (увы для польских производителей) опасения чешских властей родились все же не на пустом месте. В прошлом феврале сами поляки обнаружили, что некоторые производители продуктов питания использовали промышленную (техническую) соль. При этом польская сторона список таких недобросовестных производителей пусть и не засекретила официально, но и ни с кем не поделилась.
Простые чехи, выбирая между своими и польскими продуктами, руководствуются не столько патриотическими соображениями (магазины Чехии, как и магазины Беларуси, призывают покупать свое), сколько содержимым своего кошелька. Кошелек голосует за польское - в первую очередь из-за цены. Но не только соображения цены заставляют чехов покупать импортные продукты. Например, свининой (а в Чехии это самое популярное мясо) страна способна себя обеспечить менее чем на 50%, хотя до вступления в ЕС в 2004 году она обеспечивала себя практически полностью.
Начиная с 2000 года импорт польских продуктов в Чехию увеличился в четыре раза. Причем среди экспортеров продовольствия в Чехию Польша занимает второе место после Германии, освоив 16% рынка, и польский импорт только растет: его стоимость в прошлом году превысила 20 млрд. крон (чуть менее 1 млрд. долларов). Чешские производители удивляются, как польские продукты могу быть такими дешевыми, и приводят в пример свои расчеты: килограмм польского сыра стоит в Чехии 80 крон (чуть более 4 долларов США), а стоимость только чешского молока, необходимого для производства такого количества сыра, составляет не менее 85 крон.
Сама Чехия, кстати, тоже весомый экспортер продуктов питания, причем 90% идет в страны ЕС. Но совсем скоро это может измениться: министерство сельского хозяйства вырабатывает новую стратегию. Уже объявлены приоритеты чешских экспортеров продовольствия: страны СНГ (прежде всего Беларусь, Россия, Казахстан, Армения и Грузия), Балканы (Сербия, Босния и Герцеговина) и государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам и Китай). Так что если до сих пор при словах "чешские продукты" вам виделось только пиво, то ситуация вскоре может измениться. По крайней мере, правительство Чехии очень на это надеется.
Советская Белоруссия №86 (24223). Понедельник, 13 мая 2013 года.
Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ
Фото: РЕЙТЕР