Увяли розы и апельсины
Весенние уличные акции политической оппозиции как в Беларуси, так и в России провалились. Их малолюдность заставила даже самых неразмышляющих обозревателей из подконтрольных оппозиции СМИ заговорить о «смерти жанра».
Взять хотя бы недавний «Чернобыльский шлях». Сергей Королевич из агентства БелаПАН пишет, что в 90–х годах он ассоциировался с «горячей весной», затем уличная активность оппозиции постепенно шла на спад, и традиционные акции приобрели характер ритуальных мероприятий. Отказаться от них вроде нельзя и жаль, а достойно провести акцию просто не получается — смешными выглядят разгоряченные «активисты» на минских улицах...
Люди не хотят ходить на оппозиционные митинги: если коротко, то они не видят смысла в том, чем занимается Лебедько и компания. В итоге политические акции последнего времени в Минске не набирают и по тысяче участников, приходят лишь записные активисты, зеваки, для которых что пожар, что ДТП — все едино. Лишь бы поглазеть. Не стал исключением и «Чернобыльский шлях».
Один из заявителей акции — зампредседателя Партии БНФ Григорий Костусев — даже затруднился ответить, почему на этот раз в хорошую погоду собралось немного людей. Он полагает, что минчане уже решили уехать на дачи или им просто лень подняться с дивана. На самом деле причина в другом, и на нее уже указывали две общественные структуры, которые трудно назвать лояльными к белорусским властям. Партия «Зеленые» и зарегистрированная в Украине общественная организация «Союз Чернобыль — Беларусь» заявили о «чрезмерной политизированности акции». В самом деле, шествие, поначалу носившее только экологический и мемориальный характер, вдруг превратилось в исключительно антиправительственную демонстрацию. В своем открытом письме партия «Зеленые» четко обозначила отношение к нынешнему «Чернобыльскому шляху»:
«Участниками в основном являются актив оппозиционных партий и представители молодежных политизированных субкультур. Эстетика манифестации скорее партийно–политическая. Экологи... зачастую испытывают недоверие к акции, воспринимая ее как проявление узкопартийного и личного пиара».
Если быть объективными, то все остается на уровне начала 90–х годов. Ни организационной выдумки, ни политической фантазии организаторы не проявляют: все те же заунывные речи, наскучившие стереотипы и набившие оскомину «лидеры», не предлагающие ничего нового, кроме навязших в зубах обличений действующей власти. Ну, языком молоть — дело нехитрое... И это понимают все, кто имеет разум.
Мелковато завершилась акция российской оппозиции на Болотной площади 6 мая. Общее впечатление от нее высказали ведущие московские СМИ: «Все то же Болото». Новостью стал лишь тот факт, что при монтаже аппаратуры для этой акции погиб волонтер Максим Мелков — его раздавило рухнувшим оборудованием. Лидеров митинга смерть человека не смутила: наоборот, послужила для них отличным поводом начала акции, которую открыла минута молчания по «павшему борцу». Впрочем, вместо заявленных 30 тысяч москвичей на Болотную площадь пришло в 4 раза меньше людей. Послушав драматические стихи и призывы к новой жизни, участники мероприятия дружно пожали плечами и разошлись по домам. Похоже, что все меньше желающих слушать болтунов и бездельников вроде Немцова...
Что ж, сегодня даже находящийся в розыске отец «цветных революций» Гиви Таргамадзе, который когда–то безнадежно пытался организовать «революцию» в Минске, вынужден признать: розы его уличных акций окончательно увяли, а оранжевый цвет «стихийных восстаний» сменился унылым серым.
Игорь ДОЛИН.
Советская Белоруссия №84 (24221). Среда, 8 мая 2013 года.