Вакуум смысла

Источник материала:  
Последние несколько недель были ознаменованы целым рядом событий, которые вновь заставляют задуматься о том кризисе, в которое втягивается современное глобальное человечество. Речь не о кризисе экономическом, которым обывателю прожужжали все уши, а о кризисе моральном и мировоззренческом. Человечество не знает, куда идти. В начале 21 века мы переживаем невиданный вакуум идей, что невероятно контрастирует с ситуацией начала века прошлого, двадцатого. Тогда идейные искания и страсти кипели с колоссальной интенсивностью. В умах со скоростью вихря вращался невообразимый коктейль из марксизма, национализма, расизма и многих-многих других -измов. Кто-то может возразить, что нынешний идейный вакуум, может, и к лучшему, ведь идейные искания 20 века, в конечном счете, привели к двум мировым войнам, нацистсткому варварству, чудовищному коммунистическому эксперименту. Все это стоило миллионов жизней.
Несомненно, идейный радикализм прошлого столетия обернулся страшными катастрофами. Собственно, сегодняшняя мировоззренческая пустота в значительной степени есть ответная реакция на идеологические бури недавнего прошлого. Однако вакуум идей и смыслов тоже ничего хорошего не сулит. Например, развал СССР осуществлялся в условиях колоссальной усталости и недовольства советской реальностью, при полном отсутствии какого-либо стратегического видения будущего страны. В результате прошедшие с момента развала советской империи 20 лет стали в прямом смысле потерянным временем для многих бывших союзных республик, временем не то что топтания на месте, а колоссального отката в сравнении с советским периодом.
Великие идеи практически всегда оплачиваются большой человеческой кровью, но они же двигают человечество вперед, меняют человеческий мир к лучшему. Например, христианство. С одной стороны, оно породило рост религиозной нетерпимости и ожесточенные конфликты на религиозной почве. Однако оно же дало и невиданные примеры высоты человеческого духа, без христианского мировоззрения и морали невозможна европейская культура и искусство. Или либерализм. Распространение либеральных идей было ознаменовано кровавыми революциями и войнами, однако благодаря им мы получили правовое государство, конституционализм, гражданские свободы, систему разделения властей и многое другое, без чего невозможна современная политика.
Вакуум идей в сочетании с растущим недовольством окружающей действительностью - вот состояние сегодняшнего мира. Такое состояние приводит к росту немотивированного и на первый взгляд бессмысленного насилия, в котором и находят выражение протестные настроения. Террористические атаки, устроенные в Бостоне двумя молодыми чеченцами - яркое тому подтверждение. Рост религиозного экстремизма - закономерное следствие социальной фрустрации, наложенной на идейный вакуум. Религиозный фанатизм становится естественным выходом для озлобленных молодых людей из сложившегося жизненного тупика.
Бостонские взрывы стали для Америки вторым серьезным сигналом после терактов 11 сентября 2001 года. Ведь своих террористов Америка в значительной мере подготовила сама, своими же руками. Правда, готовила она их не для себя, а для других. Поддерживала исламское антисоветское подполье в Афганистане - и получила Усаму бин Ладена. Поддерживала "освободительную борьбу чеченского народа" против России - и получила братьев Царнаевых. Америка - современный мировой гегемон, поэтому и недовольство существующим миропорядком направлено в первую очередь против нее. А значит, вполне возможно, что в дальнейшем Америка еще не раз подвергнется атакам озлобленных фанатиков. В чем, повторюсь, она же сама в значительной мере и виновата.
Впрочем, если религиозный экстремизм имеет под собой хоть какие-то идейные основания, все большее распространение получает и вовсе немотивированное, бессмысленное насилие. В авангарде человечества в этом отношении вновь оказываются все те же США, откуда с завидной регулярностью приходят известия о бессмысленных кровавых расстрелах ни в чем не повинных людей - в кинотеатрах, школах, магазинах. Проблема достигла таких масштабов, что все настойчивее стали раздаваться голоса в пользу отмены одной из священных коров американского образа жизни - права на свободное владение оружием. В пользу ограничения этого права осторожно высказывается даже сам президент Обама. Однако, похоже, понадобится еще не один бессмысленный массовый расстрел, чтобы американское общество "дозрело" до этой меры. Впрочем, одними запретительными мерами проблему не решишь - налицо глубокий кризис самой американской общественной модели, проявлением которого и стали многочисленные "стрелки". Очевидно, что американские политики не готовы не то что решать - они не готовы самим себе сознаться в наличии такой проблемы.
Конечно, немотивированное насилие - бич не одних США. На прошедшей неделе пришло страшное сообщение о расстреле 6 ни в чем не повинных людей в российском Белгороде. Подобные случаи немотивированного насилия в России не единичны. Достаточно вспомнить милиционера Евсюкова, расстрелявшего людей из табельного оружия, или расстрел в московском офисе в прошлом году. Как представляется, здесь аукаются те многочисленные катаклизмы, которыми так богата новейшая российская история, что стало причиной глубочайшей душевной травмы на уровне массового сознания.
Как решать эти проблемы, я, честно говоря, не знаю. Но, по крайней мере, для начала о них следует хотя бы задуматься.

Автор публикации: Всеволод ШИМОВ

←Лукашенко обсудил с Прокоповичем планы роста выручки на одного занятого в экономике

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика