Логика действий

Источник материала:  

Обновлять национальное законодательство в русле Послания Президента Республики Беларусь Александра ЛУКАШЕНКО белорусскому народу и парламенту — в этом видит главную задачу депутатов Палаты представителей ее руководитель Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, на чем он сделал акцент в эксклюзивном интервью “НГ”

— Владимир Павлович, в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент обозначил три главных требования нового времени: скорость, гибкость и творчество. Хотелось бы знать ваше мнение о том, каким образом эта триада воплощается в законодательной работе парламента. Как вы полагаете, что здесь означает скорость — ускорение принятия законопроектов?

— Она означает прежде всего работу на опережение, на чем сделал акцент глава государства, поясняя сущность названых требований. В законотворчестве это вопрос особого, принципиального значения. Для выполнения планов нынешней пятилетки стране нужен настоящий прорыв по дальнейшему росту экономики, хотя она имеет хороший запас прочности. Немало положительных результатов также в решении задач социального развития. Однако наработанный потенциал модернизации надо наращивать, что во многом зависит от законодательной базы, а точнее — от ее качества, адекватности жизненным реалиям и стратегическим приоритетам страны. Поэтому очень важную роль играет опережающий характер правовых норм законов, их соответствие целевым установкам государственной политики. Эти установки Александр Григорьевич Лукашенко в своем Послании изложил четко и максимально конкретно. Они не только, так сказать, дали пищу для размышлений всем ветвям власти, но и определили вектор дальнейшей совместной работы участников законотворческого процесса.

Что касается темпов доводки законопроектов до нужной кондиции, то, разумеется, искусственной затяжки в их прохождении от разработки до рассмотрения Палатой представителей быть не должно, как и необдуманности и необоснованной спешки в принятии. Установлен максимальный годичный срок, в течение которого нормативно-правовой документ должен быть рассмотрен депутатами, но в большинстве своем решения по законопроектам принимаются раньше.

— А в чем, на ваш взгляд, проявляется гибкость законодательства?

— В своевременности и оптимальности нормативно-правовых новаций. Только при таком условии совершенствование законодательной базы будет эффективно работать на достижение ожидаемых результатов. Многое здесь зависит от глубокого знания депутатами регулируемых вопросов и правоприменительной практики, тщательного прогнозирования последствий принимаемых решений. Эта та основа, на которой и возможно настоящее творчество в создании законов.

— Суть его — в обновлении правовых норм?

— В генерировании полезных идей, предложении правовых новшеств, способных стимулировать улучшение состояния дел в том или ином секторе общественной жизни. Это главное. Таковым законотворчество может быть только при высоком профессионализме депутатов и при осознании ими общей ответственности.

— У нынешнего депутатского состава Палаты представителей такие качества есть?

— Несомненно. Начальный этап законотворческой работы пройден плодотворно. На первой сессии принято 30 законопроектов. Вторая сессия также проходит в деловом, конструктивном ключе. Принят ряд значимых законодательных решений, в том числе экономического и социального характера. Могу сказать с уверенностью, что в эту сессию правовое поле страны укрепится новыми добротными, качественными законами в увязке их с Посланием Президента.

— Вы подчеркнули особую важность ответственности депутатов, но установить личную, персональную ответственность в законотворческой работе вряд ли возможно, наверное, ведь она коллегиальная. Или я ошибаюсь?

— Почему невозможно? Мы возлагаем ответственность за подготовку каждого законопроекта на депутата из соответствующей профильной комиссии и специалиста нашего секретариата. Они “ведут” нормативно-правовой документ от его внесения в Палату представителей, проработки и согласования в установленном порядке до принятия, докладывают о проделанной работе на заседаниях постоянной комиссии, а председатель комиссии — на заседаниях Совета Палаты представителей. К рассмотрению на сессии законопроекты рекомендуются только по предложению головной комиссии, а решение об их включении в сессионную повестку дня принимается только общим голосованием депутатского корпуса в Овальном зале. Так что ответственность депутатов вполне конкретная и, так сказать, многослойная.

— Не чрезмерна ли такая ступенчатость?

— Она как раз и позволяет держать планку личной и коллективной ответственности на должном уровне.

— Много ли поправок вносится депутатами в законопроекты?

— Бывает по-разному. Это зависит и от качества подготовки законопроекта разработчиками, и от характера правовых норм, и от сложности регулируемых вопросов. Одного лекала тут быть не может. Чем сложнее законопроект, тем более длительного времени он требует для проработки, экспертизы и согласования.

— Какова шкала оценки качества законопроектов, поступивших в Палату представителей на рассмотрение?

— Прежде всего — это обоснованность предлагаемых правовых норм, экономические, финансовые, социальные и иные последствия принятия законопроекта. Оценивается также точность понятий, юридическая терминология, язык, ясность формулировок. Отслеживается, чтобы законопроект не имел внутренних противоречий и не противоречил ранее принятым законам. Главное правило нашей законотворческой работы такое: всегда думать о том, чем законодательные решения обернутся для той или иной сферы общественной жизни и для всей страны.

— Лично вы, Владимир Павлович, каких законов хотели бы побольше?

— Законов прямого действия. Они особенно важны для реального сектора экономики.

— Так за чем же задержка?

— Дело не в задержке, а в огромной сложности вопросов создания регуляторного поля. Здесь играют свою роль очень многие факторы и то, что называется объективной реальностью. Законодательство представляет собой не просто набор разрозненных законов, а правовую систему, сбалансированность которой имеет основополагающее значение. Но продвижение вперед в насыщении законодательного массива нормами прямого действия, особенно в последние годы, идет. И нынешний депутатский корпус Палаты представителей предметно занимается этими вопросами, конкретизацией правовых норм. Для нашей дальнейшей работы на данном треке, как и по другим направлениям, Послание Президента является весьма вдохновляющим документом.

— Программа проходящей сейчас весенней сессии Палаты представителей объемна и разнообразна. Наибольшие изменения ожидаются в законодательстве экономического характера. Приняты уже проекты законов о племенном деле в животноводстве, о семеноводстве, изменения и дополнения в Кодекс о недрах и некоторые иные. А в каком состоянии подготовка законопроектов об инвестициях, концессиях, об энергосбережении, противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции?

— Активная работа над проектами названных системных и других законодательных актов продолжается. По ее завершении они и будут рассмотрены. Впереди еще два сессионных месяца. Все законопроекты экономического блока должны оптимально содействовать модернизации отечественной экономики, стимулировать и укреплять экономический рост в контексте реализации послания главы государства. Из этого мы и исходим.

— На ваш взгляд, в чем ценность законопроектов сессионной повестки, если говорить о них в целом?

— В том, что они соответствуют интересам граждан нашей страны, задачам эффективного развития Беларуси.

←ЗАКОНомерная тенденция

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика