Борьба за инвестиции
Еще в 2008 году в Беларуси заговорили о «большом приходе» китайского бизнеса — наша страна готова стать площадкой, откуда Китай сможет продвигать свои экономические интересы на европейском континенте. Китаю такая идея вроде бы пришлась по вкусу — инвестиционная, валютно–кредитная и иные формы сотрудничества заметно активизировались. Но Беларусь — далеко не единственная страна, готовая стать площадкой для китайских инвестиций. Более того, в мире вообще и Европе в частности борьба за эти инвестиции обостряется: Китай — одна из немногих стран мира, которая вышла из мирового финансового кризиса не просто без серьезных потерь, но с увеличившимися золотовалютными резервами (по итогам первого квартала этого года — 3,44 трлн. долларов США). К концу 2011 г. общая сумма китайских инвестиций за рубеж превысила 345 млрд. долларов США, только за 2011 г. Китай инвестировал за рубеж 60 млрд. — есть за что конкурировать.
Западноевропейские страны к китайским инвестициям относятся с определенной (часто — достаточно сильной) настороженностью, подозревая (не без оснований), что за многими компаниями стоят государство и армия. Почти половина китайских бизнесменов заявила о трудностях работы в Западной Европе (хотя в Соединенных Штатах им работать еще сложнее). А вот наши бывшие партнеры по социалистическому лагерю, страны Восточной Европы, китайские инвестиции приветствуют с распростертыми объятиями, предлагая то, что Беларусь дать не в состоянии, — прямой выход на рынок Евросоюза. Россия тоже попадает в сферу большого китайского интереса — у нее прямого выхода в Евросоюз, как и у нас, нет, но есть огромный внутренний рынок, чем Беларусь, к сожалению, похвастаться не может. В прошлом году объем прямых китайских инвестиций в Россию вырос на 120% по сравнению с предыдущим годом (для сравнения: общий объем иностранных инвестиций в Россию за этот же период вырос «всего» на 29%).
«Сейчас самое лучшее время для инвестиций в Восточную Европу, — говорит Яо Лин, эксперт Китайской академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве коммерции. — Мы считаем, что следующее десятилетие будет «золотым» для китайских компаний, желающих инвестировать в этот регион, особенно с учетом того, что на Западе практически нет свободных денег, они все озабочены состоянием собственных экономик».
Китайские компании инвестируют, как правило, в те отрасли, которые им хорошо знакомы и в которых у них есть преимущества, — текстильная и легкая промышленность, машиностроение, инфраструктурное строительство и телекоммуникации. «В первую очередь, — продолжает Яо Лин, — эти инвестиции обеспечивают кратчайший путь в Европу. К тому же в регионе есть передовые технологии, к которым Китай получает доступ. Это большой рынок, а стоимость рабочей силы здесь сравнительно невелика по сравнению с западными рынками». Так что китайские инвестиции — это не политика и не проявление дружеских чувств, это хорошо просчитанная экономика, добавим мы.
Один из последних громких проектов — строительство автомобильного завода в Болгарии, соглашение о котором в декабре 2012 года подписала шанхайская компания BYD (в которую в свое время инвестировал Уоррен Баффет). Завод, расположенный недалеко от Софии (половина принадлежит BYD, половина — болгарскому партнеру), будет производить электромобили и электрические автобусы (до 60 в месяц). BYD также планирует, что со временем завод начнет выпускать всю линейку их батарей (китайская компания начиналась именно с их производства) и LED–светильники. «Мы продаем нашу продукцию в Западной Европе, — говорит Чэнь Юнпин, старший менеджер по Европейскому региону компании BYD, — но совсем немного. Восточная Европа для нас стратегически важна». В январе 2012 г. BYD победила соперников из Великобритании и Нидерландов и выиграла тендер правительства Нидерландов на поставку электрических автобусов (партия состояла из шести машин, но это была первая, поэтому особенно важная зарубежная поставка для производителя). В октябре 2012 г. поставили 50 электромобилей для лондонской службы такси — процесс идет. Электрические автомобили и автобусы из Китая — это передовые и отработанные технологии, такие машины в самом Китае себя уже хорошо зарекомендовали. У BYD есть необходимая европейская лицензия на продажи своих машин, поэтому здесь надеются, что с Болгарии продажи начнутся по всей Европе. Не исключено, что в Восточной Европе появится еще один завод — например, в Венгрии. «Хорошо образованная рабочая сила и более низкие зарплаты делают восточноевропейские страны очень привлекательными», — говорит Чэнь Юнпин.
Всплеск интереса китайских инвесторов к Восточной Европе случился относительно недавно — уже после бума инвестиций в Азию и Африку. По данным министерства коммерции КНР, общий объем инвестиций в десять стран Центральной и Восточной Европы к концу 2010 г. составил 830 млн. долларов США, главные направления — Польша, Венгрия и Румыния, получившие почти 90% всех инвестиций. Ситуация коренным образом изменилась в последние два года — впору говорить о том, что китайский бизнес «открыл» для себя новый регион.
Например, в феврале 2012 г. китайская компания Gunagxi Liugong Machinery за 100 млн. долларов купила польского производителя дорожной техники Huta Stalowa Wola. За последние два года продажи компании Liugong Poland стремительно росли, превысив 440 млн. долларов. «К концу 2020 г. мы ожидаем, что эта цифра превысит 16 млрд. долларов, — говорит Тань Цзочжоу, президент Liugong Poland, — и будет составлять треть всех корпоративных продаж». Тогда же китайский автопроизводитель Great Wall открыл первое китайское производство автомобилей в ЕС — в Болгарии.
В апреле 2012 г. тогдашний Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао во время визита в Польшу заявил, что Китай открывает специальную кредитную линию стоимостью 10 млрд. долларов США для финансирования совместных инфраструктурных и технологических проектов в стране. «Восточная Европа нуждается в капитале, и некоторые страны очень рады приходу китайского бизнеса», — говорит Тань Цзочжоу. Польша начала кампанию Go China, что можно перевести как «Иди в Китай» и «Приходи, Китай», потому что кампания — двустороннее движение: привлекает китайские инвестиции в Польшу и продвигает польские товары в Китай. Деньги — язык, к которому охотно прислушиваются везде, и ради них готовы забыть о многих противоречиях. Польша уже семь лет как крупнейший торговый партнер Китая в Центральной и Восточной Европе, в 2012 г. достигнут рекордный товарооборот — 14,38 млрд. долларов, причем львиную долю составлял китайский экспорт — 12,39 млрд. долларов. Два года назад страны подписали декларацию об установлении стратегического партнерства.
В прошлом году тогдашний вице–премьер, а ныне Премьер Госсовета Ли Кэцян посетил несколько европейских стран. В России он подписал 27 соглашений общей стоимостью 15 млрд. долларов с компаниями калибра «Русала» и Газпромбанка. В Венгрии (где, кстати, одна из самых больших в Европе китайских диаспор) — 7 соглашений, включая кредитную линию стоимостью 1 млрд. долларов на строительство скоростной линии в аэропорт Будапешта, которое будет осуществлять китайская компания.
Так что впору говорить о борьбе за китайские инвестиции — борьбе, в которой Беларусь участвует на общих основаниях.
Советская Белоруссия №77 (24214). Четверг, 25 апреля 2013 года.
Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ