Оппозиция концентрирует активность на внешнеполитической деятельности
Мартовский опрос, проведенный Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (Вильнюс, Литва), зафиксировал снижение рейтинга оппозиции. Если в декабре 2012 года оппозиционным политическим партиям доверяли 20% опрошенных и не доверяли 55,8%, то через три месяца — соответственно 13,1% и 60,9%. Рейтинги отдельных структур и лидеров и того ниже.
Когда общество находится в состоянии политической апатии, то, как отмечают аналитики института, оппозиционные партии живут своей собственной жизнью. Мобилизовать кого-то в таких условиях очень сложно, практически невозможно.
Те же аналитики отмечают, что из состояния политической апатии белорусское общество не смог вывести даже кризис 2011 года. Имея крайне низкие возможности влиять на общество, оппозиционные структуры стремятся не столько увеличить свои ряды, сколько сохранить имеющиеся ресурсы.
Человеку, не особо интересующемуся политикой, практически невозможно вспомнить какие-либо инициативы оппозиции. За исключением выборов и разрешаемых властью двух-трех уличных мероприятий в год, у оппозиционных структур нет возможностей обратиться к большой аудитории. Остается интернет, присутствие в котором хоть и важно, но часто бывает обманчивым: реальные действия подменяются мнимой виртуальной борьбой.
Что в состоянии сделать оппозиция в ближайшее время, если брать эти скромные легальные возможности работы с населением?
Разрешенными для оппозиции власти оставили фактически только две акции — День Воли и «Чернобыльский шлях». Первая в этом году уже прошла, собрала около тысячи участников под строгим надзором милиции, идти можно было только по тротуару. Во время акции оппозиция могла о себе заявить только флагами и скандированием. Понятно, это не слишком широкий набор инструментов.
Во время «Чернобыльского шляха», проведение которого Мингорисполком разрешил 26 апреля, организаторы хотят прозвучать громче.
Впрочем, две разрешенные акции, некогда символизировавшие «горячую весну», сейчас приобрели скорее ритуальный характер, выполняя функцию констатации того, что оппозиция еще все же существует.
Что касается выборов, то ближайшие — местные, которые пройдут не позднее 23 марта 2014 года. Конечно, говорить о вероятности победы на них оппозиции было бы наивно, но можно попытаться использовать избирательную кампанию максимально эффективно для своих структур.
За менее чем год о хоть какой-то стратегии участия в местных выборах заявили только кампания «Говори правду!» и Партия БНФ.
«Бойкотирование выборов в местные советы с политической точки зрения — абсолютная бессмыслица. Режим нелегитимен уже много лет, и бойкот или участие в выборах не сделают его более или менее легитимным», — отметил на учредительном собрании движения «Говори правду!» 13 апреля его лидер Владимир Некляев. В этом заявлении слышатся отзвуки не утихающей полемики между двумя крыльями оппозиции — «участниками» и «бойкотистами».
Кампания «Говори правду!» готовится выдвинуть на местных выборах тысячу кандидатов в депутаты. «Люди сейчас интересуются не Лукашенко (они и так знают, кто он такой), а тем, что им может предложить оппозиция. Мы должны предложить населению положительный стимул при нашей поддержке на выборах, чтобы они не боялись потерять то, что у них сейчас есть», — пояснил Некляев позицию своей структуры.
В рамках подготовки к выборам кампания заявляет о реализации стратегии «Гражданский договор о переменах», задача которой — сформировать «повестку перемен, основанную на интересах нового большинства». «Мы будем участвовать в местных выборах и хотим стать платформой для всех тех, кто хочет говорить о своей проблеме или идее, защищать свои интересы», — отметил зампредседателя кампании Андрей Дмитриев.
Партия БНФ грандиозных планов в виде выдвижения тысячи кандидатов в депутаты пока не ставит. А участие в выборах мотивирует возможностью проводить легальные встречи с избирателями, продолжать локальные и общенациональные кампании в защиту интересов граждан Беларуси.
«Выборы могут стать кампанией, в которой мы можем показать населению наш потенциал и предложения», — считает председатель Партии БНФ Алексей Янукевич.
Тренировать структуры всегда лучше, чем не делать ничего. Тем более что подготовка к последующим выборам — президентским — в этом году, похоже, стала для оппозиции неактуальной.
Нет и намека на выработку консолидированной стратегии. Провисают и переговоры о едином кандидате. По мнению Янукевича, это вызвано отсутствием атмосферы доверия между структурами. «Многие из них уже озвучили свои взгляды по этому вопросу, но в широком формате консультации по нему практически не идут», — отметил он.
Сейчас активность белорусской оппозиции скорее сконцентрирована на внешнеполитической деятельности. В определенной степени это оправданно, так как внешние давление или предложения властям, вероятно, сыграют решающую роль в исполнении главного требования оппозиции — освободить политзаключенных.
С другой стороны, власти пойдут на уступки в вопросе о политзаключенных в наиболее выгодный для них момент и наверняка с оглядкой на приближающиеся выборы. В таком случае оппозиция может вновь оказаться не готовой к работе в изменившихся условиях. Ведь главное требование к властям исчезнет, а рабочей стратегии не окажется и доверие со стороны избирателей по волшебству не появится.
Сергей КОРОЛЕВИЧ