Большой поЧИН
В основе оптимизации госорганов будет не механическое сокращение их численности, а модернизация управленческого процесса
Новая типовая структура местных исполнительных и распорядительных органов, новый порядок установления численности работников аппаратов концернов и учреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам госуправления, и бюджетных организаций, а также сокращение количества работников госорганов и организаций в среднем на 25 процентов. Таковы основные новшества указа Президента № 168, подписанного главой государства 12 апреля. За строками этого документа — не просто сокращение числа чиновников всех уровней, а, по сути дела, глубокая модернизация всего управленческого процесса в Беларуси.
Компетентная ЭКСПЕРТиза
Именно на модернизационном аспекте акцентируют сегодня внимание аналитики, комментируя президентский указ. “Задачей нынешней оптимизации органов госуправления должно стать повышение эффективности самого управленческого процесса, — заявил “Народной газете” председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. — Об этом говорит опыт подобной оптимизации, проходившей в 2001 году. Тогда механическое сокращение численности чиновников сопровождалось передачей оставшимся всех прежних функций. Но не компетенций. В результате, скажем, до сокращения аппарата были три министра и 14 их заместителей, после сокращения — один министр, четыре его заместителя и ряд департаментов. Но руководители департаментов права подписи на уровне заместителей министра не имели, что вызвало замедление управленческого процесса. Поэтому оптимизация госаппарата — это прежде всего применение новых подходов к управлению”.
На этом же акцентирует внимание известный ученый-экономист, академик НАН Беларуси Петр Никитенко. “Оптимизация системы госорганов — это позитивный и своевременный шаг: само время диктует принятие таких решений, — говорит он. — Меняются возможности получения и обработки информации, поэтому именно информационные технологии сегодня предопределяют структуру управленческих подходов. Отсюда и необходимость внедрять новые программно-аппаратные средства управления”.
Кадровый расчет
Об одном из них “НГ” уже писала: Беларусь идет по пути внедрения системы электронного правительства. Петр Никитенко считает это оправданным и перспективным направлением: “Переход к электронному правительству позволит повысить эффективность управления госаппаратом. Те же, кто не пользуется современными информационными технологиями, выпадают из системы и не влияют на управленческие процессы”.
Естественно, при этом идет речь и о повышении требований к квалификации нового управленческого персонала. “С оптимизацией системы госорганов квалификация и профессионализм госслужащих должны вырасти, а это в свою очередь повлечет и повышение уровня их заработной платы”, — считает академик. На это обстоятельство обращает внимание и политолог Сергей Кизима: “Сокращение количества чиновников повысит престижность госслужбы, увеличит конкурс на ее должности и позволит отобрать наиболее качественных управленцев”. Наконец, не стоит забывать и о прямой экономической выгоде: по расчетам Министерства финансов, годовая экономия по фонду оплаты труда, вызванная сокращением госаппарата, составит около триллиона рублей в текущих ценах.
Но говорить о том, что сокращенные чиновники будут брошены на произвол судьбы, не приходится. В начале этого года, выступая на совещании у главы государства по оптимизации структуры, численности и функций государственных органов, премьер-министр Михаил Мясникович отмечал, что сокращение числа чиновников в стране затронет примерно 13 тысяч госслужащих — около 40 тысяч человек с учетом членов их семей. Однако проведенный в прошлом году в аппарате правительства пилотный проект по сокращению численности показал, что такие вопросы решаются практически безболезненно в течение полугода.
Без живчиков и зайчиков
В Китае удвоить подушевой доход среднестатистического жителя к 2020 году решено за счет нескольких мероприятий, среди которых — сокращение госсектора и его функций. В планах кабинета министров нового премьера Ли Кэцян — введение моратория на строительство правительственных зданий, сокращение занятости и расходов на текущую деятельность чиновников.
В январе нынешнего года сократить число госслужащих и сотрудников национальных холдингов решили и в Казахстане. “Сколько там живчиков сидит, зайчиков, вообще не работающих, бумаги переставляющих за большие зарплаты, — возмущался президент страны Нурсултан Назарбаев. — Во всех холдингах, в национальных компаниях, дочерние, не знаю, внучатые — все по женскому роду”. В России сразу после победы на президентских выборах в марте 2000 года Владимир Путин заговорил о необходимости уменьшения числа чиновников, насчитывавшихся на тот момент 1,133 миллиона человек. Впрочем, к концу десятилетия это число лишь выросло — до 1,674 миллиона. А Латвия изначально решила отказаться от сокращения госаппарата из-за дороговизны этого процесса, причем сделала это весьма хитро. Правительство здесь постановило сократить госаппарат на десять процентов, но перед этим парламентарии утвердили законопроект, согласно которому каждый сокращаемый чиновник должен получать солидную компенсацию. В результате “прореживать аппарат” стало экономически неэффективно.
В Беларуси же есть все условия для того чтобы оптимизация госаппарата дала как экономический, так и управленческий эффект. Тем более что и без того его численность в полтора-два раза ниже, чем в сопоставимых с нашей страной по населению и территории государствах — Австрии, Словакии, Болгарии. Ниже у нас и расходы на госуправление: удельный вес в ВВП на содержание отечественного госаппарата составляет всего 1,2 процента, что в разы ниже, чем в целом ряде европейских стран. Аналогично и с численностью работников госорганов: в Беларуси без учета сотрудников силовых ведомств их 56 тысяч, в то время как в Словакии — 66 тысяч, а в Австрии — 85 тысяч. “Условия для дальнейшей оптимизации у нас есть, — подытожил Александр Швец. — Предметно же судить о ее эффективности можно будет уже к концу нынешнего года”. Впрочем, серьезный задел для этого — четко выстроенная вертикаль власти, налаженная система работы по принципу “одного окна” и создаваемое ныне электронное правительство — уже имеется. Выход же на новый уровень — дело времени. И его объективное требование.
Удельный вес численности занятых в органах госуправления к численности занятых в экономике
|