А не пригнать ли из Венесуэлы в Беларусь танкер демократии?
Для нового президента Венесуэлы дорожка в Беларусь проторена. Будучи министром иностранных дел, Николас Мадуро, как напомнил посол этой заокеанской страны в Минске, не раз прилетал сюда в свите Уго Чавеса. Но в его тени верный соратник был для широкой публики совершенно неприметен.
Да и сейчас, переняв кормило у покойного команданте, Мадуро вряд ли способен выйти из тени харизматичного предшественника. Чавеса №2 Александр Лукашенко точно не получит. Ни в каком смысле. Хотя и успел уже поздравить победителя воскресных венесуэльских выборов, пригласить его в Беларусь.
Бледная копия команданте Уго
Такого драйва, такой искры, как в отношениях с Чавесом, у бессменного белорусского президента уже не будет. И дело даже не в том, что Мадуро, бывший водитель автобуса с мешковатой осанкой, неуклюже копирующий ораторские приемы усопшего кумира, выглядит заурядной личностью. Золотой век белорусско-венесуэльских отношений в принципе позади. Он закончился с крахом нефтяного проекта. Торговля с Венесуэлой упала за два года почти втрое.
При этом Лукашенко явно болел за Мадуро. Победи Энрике Каприлес, оппозиционер с белорусскими корнями, мог бы оказаться под вопросом, например, проект создания под белорусским патронажем единой системы ПВО Венесуэлы, допускает минский обозреватель-международник Андрей Федоров. Ведь Чавес сооружал этот щит против Америки, отметил аналитик в комментарии для Naviny.by, Каприлес же имеет репутацию лояльного к США политика.
Добавлю: и Мадуро перед выборами намекал, что может нормализовать отношения с дядюшкой Сэмом. Только чтобы все было на равноправной основе. Короче, та же риторика, что и у официального Минска — типа, если западники не будут стремиться нас наклонить, то почему бы и не замириться?
Так что прежнего антиамериканизма в политике Каракаса, скорее всего, уже не будет. Не до бравады, когда в экономике дела дрянь. В феврале пришлось девальвировать боливар наполовину.
Экономисты констатируют, что популистская модель Чавеса истощила свой ресурс и от реформ, неприятных для разбалованного патернализмом электората, не отвертишься. Вопрос лишь в их темпах и качестве.
Мешковатый Мадуро утер нос белорусскому начальству
В сидящую на нефти Венесуэлу некогда на ура пошло белорусское сухое молоко. Эта страна контрастов вообще закупает 70% продовольствия. На фоне обросшего трущобами и стонущего от беспредела уличных бандитов Каракаса Минск — просто город Солнца. Но в чем отсталая Венесуэла переплюнула синеокую республику в сердце Старого Света — так это по части демократии.
Сам Джимми Картер, бывший президент США, заявил, проанализировав более 90 выборов в разных странах, что «венесуэльский избирательный процесс — самый лучший в мире».
И ныне Мадуро победил в острейшей борьбе с абсолютно неубедительным по понятиям белорусского начальства отрывом в 1,59%. С другой стороны, это тот «европейский» результат, которого, по словам Лукашенко, домогались от него брюссельские деятели (ага, сейчас!).
Так что в плане реальной конкуренции, честного мужского ристалища мешковатый Мадуро утер нос забронзовевшему белорусскому лидеру, который давно уже де-факто механически продляет себе сроки посреди выжженого политического поля.
Правда, тамошняя оппозиция обвинила Мадуро в злоупотреблении властью. Мол, в день тишины перед выборами, когда агитация запрещена, госТВ показало, как тот пришел поклониться на могилу Чавеса. Запрещенный пиар-прием!
Сейчас Каприлес требует пересчета голосов и даже может, по мнению российского эксперта Федора Лукьянова, добиться перевыборов. Спроецируйте это на белорусские реалии и оцените разницу. Тут экс-кандидаты были счастливы, когда вышли из тюрьмы. А Николай Статкевич остается за решеткой и поныне.
И почему-то слабо верится, что Минск захочет импортировать из Венесуэлы демократию, хотя это не в пример дешевле, чем нефть танкерами.
Теперь Каракас будет считать каждый боливар
К слову, насчет нефти. На пресс-конференции в Минске 15 апреля посол Америко Диас Нуньес так и не ответил внятно на вопрос, действительно ли, как муссируется с подачи экономиста Ярослава Романчука, Беларусь задолжала Венесуэле за поставки этого стратегического продукта 2,8 млрд. долларов.
По крайней мере, официально Каракас требований вернуть долг не выставляет. По словам аналитика Андрея Федорова, пока можно констатировать лишь непрозрачность отношений между правящими элитами Беларуси и Венесуэлы.
Другие эксперты допускают, что Чавес и Лукашенко во многих случаях вообще договаривались на глазок, «по понятиям», не утруждаясь скрупулезными экономическими расчетами. К тому же широко практиковался бартер, в котором сам черт ногу сломает.
Станет ли теперь новый глава Венесуэлы с калькулятором подсчитывать, сколько стоила казне широта души команданте в его отношениях с далекой Беларусью? По мнению Федорова, поскольку Мадуро всегда был в тени Чавеса, трудно судить, что у новоиспеченного президента за душой. Но в целом плохая экономическая ситуация внутри страны наверняка будет толкать новые власти к большему прагматизму в международных отношениях. Эра пламенного чавизма в любом случае закончилась.
А вообще Мадуро, поклявшийся продолжать дело команданте Уго, будет вынужден сидеть между двух стульев. С одной стороны — капкан риторики насчет «социализма ХХІ столетия» и привыкшие к казенным подачкам низы общества, с другой — необходимость урезать социальные программы. Коллизия, подобная той, с которой сталкивается сегодня Лукашенко.
И поскольку сидение между двух стульев — дело неблагодарное, то молодой Каприлес, который даже за время предвыборной гонки успел разительно сократить разрыв в популярности с Мадуро, имеет хорошие шансы дождаться своего часа. Тем более что венесуэльская оппозиция умеет консолидироваться и выдвигать единого кандидата. В этом плане учиться есть чему и политическим противникам Лукашенко.
Александр КЛАСКОВСКИЙ