Для чего создают Евразийский Союз?
Инициативу взял Кремль
Россия всерьез взялась за создание Евразийского Союза как политического образования стран бывшего СССР. Иначе говоря, Владимир Путин, первым озвучив идею и концепцию Евразийского Союза, перехватил интеграционную инициативу у Александра Лукашенко, который с середины 90-х старательно выстраивал для себя имидж «главного интегратора» на постсоветском пространстве.
18 марта на совещании с зампредами правительства России первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил: «У нас сейчас очень жаркая пора. К 29 мая нам необходимо вынести на рассмотрение Высшего экономического совета ЕврАзЭС договор о создании Евразийского экономического союза в той части, в которой мы можем его уже подготовить». По его словам, разработка документа идет «местами даже сложно».
Шувалов обратил внимание на первый и самый важный блок договора о Евразийском союзе, связанный с деятельностью Таможенного союза и Единого экономического пространства – интеграционных объединений России, Беларуси и Казахстана. Этот блок договора посвящен вопросам законодательства и нормативных документов.
«Этот главный блок кодификации уже должен быть обеспечен, и нам нужно к маю 2014 года все разногласия снять, – заявил Шувалов. – Учредительный договор о создании Евразийского союза должен содержать механизм членства в интеграционном объединении. Договор должен будет предусматривать различные этапы и варианты для тех, кто пытается присоединиться к нашему интеграционному объединению. Известно о желании Киргизии присоединиться к объединению России, Беларуси и Казахстана».
Что такое Евразийский Союз?
С конца 1991 года на руинах СССР было создано великое множество межгосударственных объединений: СНГ, Союзное государство, Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, ЕЭК, ГУАМ и еще с дюжину организаций рангом пониже. Человека, который в них свободно ориентируется, можно сразу, без собеседования, брать на работу в МИД.
Теперь три страны бывшего СССР взялись за создание Евразийского Союза. Сам собой возникает вопрос: чем это объединение будет принципиально отличаться от всех вышеперечисленных? Самый простой ответ – более высоким уровнем политической интеграции на фоне уже достигнутой интеграции экономической. То есть Москва, Минск и Астана должны будут передать какую-то часть своих властных полномочий новому «союзному центру».
Принятое сейчас определение гласит: Евразийский Союз (ЕАС) – проект конфедеративного союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством. Он должен быть создан к 2015 году на базе союза России, Казахстана и Беларуси и соответствующих отраслевых интеграционных структур СНГ.
Первые договоренности о создании Евразийского Союза на базе ЕЭП Беларуси, Казахстана и России были достигнуты в декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве. Тогда президент России Дмитрий Медведев заявил: «Договорились, не сразу и не без труда, создать Евразийский Союз с Казахстаном и Беларусью. Очень важное решение. Будем развиваться вместе».
Почти через год, 18 ноября 2011-го, в Москве Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев подписали декларацию о Евразийской экономической интеграции – как основе Евразийского Союза. Тогда была создана Евразийская экономическая комиссия, контролирующая около 170 функций нового союза.
Уже в нынешнем году проблемы формирования ЕАС обсуждались Александром Лукашенко и Владимиром Путиным, а также Дмитрием Медведевым и Михаилом Мясниковичем 15 марта в Санкт-Петербурге на заседании Высшего Госсовета Союзного государства Беларуси и России.
В политическом плане главное отличие Евразийского Союза от предшественников – появление ряда наднациональных органов, наделенных реальной властью. Высшим органом политического руководства станет Совет глав республик и глав правительств ЕАС, высшим консультативно-совещательным органом – Парламент ЕАС. Координировать внешнюю политику будет Совет министров иностранных дел ЕАС, а роль постоянно действующего исполнительно-контролирующего органа отведена Межгосударственному исполнительному комитету.
Также предусмотрено введение единой валюты Евразийского Союза – она уже получила предварительное название «евраз» либо «евразийский рубль». Будет формироваться и единое оборонное пространство с центром в Москве, а также коллективные вооруженные силы ЕАС для поддержания стабильности и погашения конфликтов в странах-участницах ЕАС и между ними.
И все это, напомним, должно произойти до конца 2015 года.
Мнения экспертов
Неделю назад пресс-секретарь МИДа Беларуси Андрей Савиных, отвечая на вопрос журналиста БДГ о перспективах построить Евразийский Союз к 2015 году, был оптимистичен – как и положено госчиновнику:
- По-моему, это очевидно и известно всем. Единое экономическое пространство уже сформировано, в настоящее время оно очень быстро и активно развивает свою нормативную базу, согласовываются различные практические вопросы, в том числе формирование единого рынка по всем четырем направлениям. Приступила к работе Евразийская экономическая комиссия. Республика Беларусь является активным сторонником такой интеграции. И наши оценки формирования Евразийского союза достаточно оптимистичны.
А Игорь Шувалов, получается, подтверждает оптимистичные оценки Беларуси. И мы принимаем достаточно активное участие во всех этих процессах (разработки договоров – прим. БДГ) в рамках трехсторонних инструментов.
Интересно, что в Москве, ставшей инициатором создания ЕАС, к перспективам Евразийского Союза относятся более сдержанно. Причем даже в структурах ЕврАзЭС – экономической основы ЕАС.
«Евразийский Союз предусматривает множество соглашений, по которым сегодня постсоветские страны не могут договориться даже в индивидуальном порядке. Например, единый топливно-энергетический баланс трех стран, единая валюта, единое управление и передача части властных полномочий в некий центр, который даже непонятно где будет находиться, – сказал БДГ Вадим Епифанов, аналитик Евразийского банка развития. – Но посмотрите: в этом году Россия и Беларусь так до сих пор топливный баланс даже между собой не подписали. Единую валюту Союзного государства (российский рубль) планировалось ввести еще в 2004-м, потом – в 2005-м, 2006-м… Так и не ввели. Просто Минск настаивал на огромной компенсации за отказ от национальной валюты и на сохранении за собой права на эмиссию рублей – теперь уже российских. Москва все это отвергла, и вопрос единой валюты попросту заглох».
Но главное, российский эксперт БДГ не верит в то, что Минск и Астана готовы делегировать часть своих властных полномочий Москве, претендующей на статус естественного центра Евразийского Союза.
«Посмотрите, Россия и Беларусь так до сих пор не подписали Конституционный акт Союзного государства. Более того, в последние годы о нем стараются и вовсе не вспоминать, – констатирует Вадим Епифанов. – Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев уже десятилетия правят своими странами (Назарбаев – с 1990-го, Лукашенко – с 1994-го – прим. БДГ). Это не те люди, которые станут делиться властью с кем бы то ни было. Так что я не знаю, на что рассчитывает Владимир Путин. Скорее всего, все скатится в бесконечную спираль трехсторонних переговоров, как это произошло с Союзным государством. Потому что экономическая интеграция – она действительно нужна всем, а вот политическая – только Москве».
Справка БДГ
Единое экономическое пространство (ЕЭП) — интеграционное объединение государств Таможенного союза — Беларуси, Казахстана, России. ЕЭП начало работу на территории трех стран с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП вошли в силу с июля 2012 года.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная для формирования общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка.
В ЕврАзЭС входят: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества — форма торгово-экономической интеграции Беларуси, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими постсоветскими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.