Бишкек устраивает, что Беларусь не отдает Бакиевых
Требования официального Бишкека выдать братьев Бакиевых поддерживают отношения между Кыргызстаном и Беларусью в напряженном состоянии. Однако до открытого разрыва дело почти наверняка не дойдет.
Заочный приговор вступил в силу
27 февраля Генеральная прокуратура Кыргызстана направила в Беларусь очередное требование о выдаче Курманбека и Жаныбека Бакиевых.
Напомним, что в апреле 2010 года в Кыргызстане произошел государственный переворот, во время которого погибли около 90 человек, а свыше тысячи получили ранения. Пришедшее к власти временное коалиционное правительство выдвинуло в адрес экс-президента Курманбека Бакиева, его брата Жаныбека, руководившего службой государственной охраны, а также ряда их приближенных заочные обвинения в особо тяжких преступлениях.
Однако это не помешало Курманбеку Бакиеву 19 апреля 2010 года по личному приглашению Александра Лукашенко прибыть с семьей в Беларусь и даже, по неподтвержденной информации, получить белорусское гражданство. Неоднократные просьбы Бишкека о выдаче экс-президента отклонялись из-за «отсутствия правовых оснований».
Летом прошлого года история получила дополнительный импульс, когда в социальные сети попало сделанное в Минске фото Жаныбека Бакиева. Реакция кыргызских властей не заставила себя ждать. Но Генеральная прокуратура Беларуси отказала и в его выдаче, поскольку посчитала, что преследование ведется «по признаку политических убеждений».
И вот новый запрос. В отличие от предыдущих, в которых речь шла еще только о привлечении Бакиевых к уголовной ответственности, нынешний основывается на уже вступившем в силу приговоре военного суда Бишкекского гарнизона. Курманбеку Бакиеву назначено наказание в виде 24 лет лишения свободы, а его брату — пожизненное заключение, в обоих случаях с конфискацией имущества.
Надавит ли Москва?
Итак, в отношениях между Минском и Бишкеком — новый виток напряженности. Вряд ли имеет смысл детально анализировать юридические аспекты этой коллизии, так как хорошо известно, что бесчисленные соглашения, подписанные в рамках СНГ, действуют лишь в тех случаях, когда не противоречат интересам кого-либо из участников.
В целом складывается впечатление, что создавшееся положение является для официального Минска не слишком комфортным. Это фактически подтвердил источник «Интерфакса» в белорусских правительственных кругах, по словам которого Беларусь испытывает «гораздо больше неудобств», чем Кыргызстан.
С одной стороны, на претензии Бишкека у Минска есть сильный асимметричный ответ. Его, в частности, в минувшем сентябре озвучил тогдашний белорусский посол в Казахстане, а ныне помощник Александра Лукашенко Валерий Брылев: «Беларусь не готова видеть Кыргызстан в Таможенном союзе до урегулирования политических вопросов».
С другой стороны, в Кыргызстане нуждается Кремль. В первую очередь — в целях обеспечения там своего военного присутствия. А в более глобальном аспекте — для реализации проекта Евразийского союза.
Понятно, что в тех же планах Беларусь занимает гораздо более значимое место, и потому на острый конфликт с ней Москва не пойдет. Однако поскольку в последнее время между Минском и Кремлем усилились разногласия, нельзя исключать, что Россия воспользуется возможностью, чтобы еще по одному пункту нажать на не самого сговорчивого союзника.
Бишкек может нажить новую головную боль
И все же, как представляется, у Бишкека мало шансов добиться своего. Прежде всего, не вызывает сомнений, что белорусское руководство будет сопротивляться до конца. Оно последовательно выступает категорически против «цветных революций», считая своим долгом помогать тем, кто от них пострадал. К тому же, выдача Бакиевых стала бы для Александра Лукашенко очевидной потерей лица.
Кроме того, нет полной уверенности и в том, что сами нынешние власти Кыргызстана жестко настроены настоять на своем. Возможно, не так уж неправ упомянутый источник «Интерфакса», который высказал мнение, что сохранение существующей ситуации является для них далеко не худшим выходом.
Формально действия Бишкека не дают оснований заподозрить его в двойной игре: к делу привлечен Интерпол; высший законодательный орган страны обратился в парламентские ассамблеи СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ОБСЕ и Совета Европы с просьбой оказать содействие экстрадиции Бакиевых; была предпринята попытка подключить к решению проблемы ООН. Наконец, в знак протеста полгода назад из Минска был отозван кыргызский посол, причем информации о его возвращении до сих пор не появилось.
Однако в силу разделения страны на кланы у Бакиевых там осталось немало сторонников, и их возвращение в наручниках вполне может спровоцировать новый виток внутриполитической напряженности в и без того не слишком стабильном государстве.
Поэтому, скорее всего, мы станем свидетелями долгоиграющей тяжбы с периодическими обострениями. При этом весьма любопытно, насколько стороны смогут взаимодействовать в ОДКБ и других постсоветских структурах.
Андрей ФЕДОРОВ