Свалишь ли режим бойкотом?
Если не изменится избирательное законодательство, гражданская кампания «Говори правду» может отказаться от участия в президентских выборах 2015 года. Такое заявление сделал 7 марта лидер ГП Владимир Некляев.
Его слова подлили масла в огонь дискуссии, которая уже пылает среди политизированной публики в социальных сетях: нужно ли оппозиции идти на выборы, которых де-факто нет?
«Говори правду»: новые нотки?
Некоторые политики, например заместитель председателя Объединенной гражданской партии Лев Марголин, уже заявляли о возможности бойкота-2015.
Но если для ОГП такой лозунг не впервой (партия пыталась активно бойкотировать и прошлогодние выборы в Палату представителей), то для ГП — одной из самых заметных сил белорусской оппозиции — это, на первый взгляд, определенная смена тональности, новые нотки.
Максималисты из оппозиции, а особенно сетевые тролли уже привыкли бить эту структуру как раз за установку на участие в выборах: мол, играете по сценарию властей, помогаете легитимировать режим.
В частности, представители ГП в прошлом году шли до конца на парламентских выборах. И хотя никто не прошел, результат нулевым не считают. Вооружившись неофициальным статусом «депутатов «Гражданского договора», они продолжают работать в округах с населением, поднимая свою узнаваемость.
Но вот теперь Некляев, комментируя в интервью «Еврорадио» ситуацию с избирательным законодательством, сказал: «Если все останется так, как есть и если снова надо будет проходить через Площадь, возможно, мы не будем участвовать в этой президентской кампании».
По его словам, решение «будет зависеть от того, с какими результатами мы выйдем в 2014 году на финишную прямую к 2015 году».
Власти начали играть с БДИПЧ
Тема же избирательного законодательства актуализировалась в связи с прошедшим на днях визитом в Минск делегации БДИПЧ ОБСЕ.
Заместитель министра иностранных дел Елена Купчина на встрече с экспертами БДИПЧ 6 марта заявила, что Беларусь готова предметно обсудить выводы и рекомендации, которые содержатся в отчете миссии наблюдателей ОБСЕ на парламентских выборах 2012 года.
Соль этих рекомендаций — обеспечить прозрачность избирательного процесса. Однако перспективу их воплощения независимые эксперты оценивают сдержанно, а представители оппозиции — откровенно скептично. По выражению лидера ОГП Анатолия Лебедько, власти «готовы говорить о расстановке запятых, но вряд ли намерены содействовать проведению честных и свободных выборов».
Во всяком случае, из комментариев секретаря Центризбиркома Николая Лозовика можно заключить, что идти на радикальное изменение законодательства по ключевым для оппозиции пунктам наверху отнюдь не настроены.
«Только бойкот!»
В то же время геополитические соображения подвигают официальный Минск к большей гибкости в отношениях с Западом. Потому власти, весьма вероятно, поступят в своем духе — поправят нормативную базу, регламентирующую избирательный процесс, сугубо по мелочам, для блезира.
Как тогда быть оппозиции? Не пойти на президентские выборы — пропаганда скажет: слабаки, трусы, вам же все условия создали. Ну а пойти, когда подсчет голосов покрыт мраком, — не означает ли это и впрямь оказаться априори марионетками в спектакле властей? Косметическая правка Избирательного кодекса вряд ли помешает Александру Лукашенко в очередной раз получить нужные официальные цифры от ЦИКа.
К тому же Некляев, как видим, не горит идеей новой Площади (в 2010 году ее разгон повлек за собой жестокие репрессии против оппозиции, поднял уровень страха в обществе).
Тогда что? Неужели действительно «только бойкот!», как уже сегодня повторяют сторонники простых решений в фейсбуке и на политических сайтах?
На 2015 год нужен набор стратегий
«Главная стратегия нашей кампании сегодня — получить поддержку нового большинства», — пояснил в комментарии для Naviny.by заместитель председателя «Говори правду» Андрей Дмитриев. Он считает, что на это следует нацелиться и всей оппозиции.
Новым большинством в последнее время модно называть тот значительный, как показывает независимая социология, слой белорусского электората, который разочаровался во власти, но не торопится под знамена оппозиции.
Если удастся получить доверие широкой массы людей, то демократические силы действительно станут силой, которую нельзя будет игнорировать, подчеркнул Дмитриев.
В любом случае, считает он, в конце 2014 года лидеры оппозиции должны честно сказать, какими ресурсами обладают и какие цели реальны в 2015 году. А пока нужно держать в голове разные стратегии — и бойкот, и участие, в том числе и с Площадью. Так что ни о какой смене курса ГП речи не идет.
В принципе же «бойкот в сегодняшних условиях — это стопроцентное попадание в цели власти», добавил Дмитриев, пояснив: власть заинтересована в том, чтобы рядовой гражданин оставался аполитичным.
Вместо «народного сопротивления» — футбол и рыбалка
Именно так и получилось на парламентских выборах 2012 года. Вначале сторонники бойкота выдвинули амбициозный лозунг «От бойкота выборов — к бойкоту режима». То есть на выходе мыслилась кампания гражданского неповиновения, «народного сопротивления» такой силы, что власть упадет, как гнилое яблоко.
Однако перед днем голосования все выродилось в призывы пойти не на избирательный участок, а на рыбалку или футбол. То есть пришлось использовать лозунги демобилизационные, поскольку никакого политического драйва у населения не оказалось и в помине. А по итогам кампании, как показали соцопросы, оппозиция практически не приросла доверием электората.
По мнению Андрея Дмитриева, реальный бойкот возможен только когда за оппонентами режима стоит поддержка широких масс, «когда блог оппозиционера будет способен вызывать стачки на предприятиях». Но тогда, убежден Дмитриев, сегодняшние апологеты бойкота сами поспешат на выборы.
Отметим также, что сейчас власти намерены подлатать избирательное законодательство таким образом, чтобы минимизировать возможности и ресурсы бойкота.
Как «невыборы» становятся выборами
Политический аналитик Юрий Дракохруст, со своей стороны, отмечает, что «в аргументах сторонников бойкота и мантры «выборов нет» присутствует очевидное лукавство».
«Есть десятки примеров, как «невыборы», проводившиеся авторитариями на разных континентах, заканчивались победой оппозиции», — заявил собеседник в интервью Naviny.by.
Он также напомнил об отечественном опыте выборов 1989–1990 годов, когда вопреки контролю коммунистической партии, при советских законах и отсутствии доступа к СМИ демократы завоевывали мандаты.
Это было время перестройки, вызвавшей невиданную политизацию масс и смятение в правящей элите.
Таким образом, делает вывод Дракохруст, «институциональные условия проведения выборов, получается, дело десятое. А дело прежде всего — в духе времени, в общественных настроениях. Именно это в 1989–1990 годах в СССР и, в частности, БССР ломало всю систему фальсификации».
Другое дело, добавляет аналитик, что «час Ч» трудно просчитать заранее. Но оппозиции нужно стучать в двери, чтобы однажды они открылись.
Когда именно могут открыться двери перемен — «это нетеоретический вопрос, ответ на него получается только практикой, стуком. Но от бойкота они не откроются точно», убежден Юрий Дракохруст.
Во всяком случае, бойкотами белорусская оппозиция до сих пор ничего не добилась. Да и вообще новейшая история, кажется, не знает примеров падения диктатуры через бойкот выборов.
Могут возразить: а многого ли оппозиция добилась участием? Сложный вопрос. Но очевидно то, что перемены в Беларуси рано или поздно грядут, и их способны оседлать лишь те, кто умеет действовать в реале.
При этом в ауте могут оказаться как вялые бойкотисты, так и вялые участники электоральных спектаклей, ныне междоусобно ломающие копья в своем андеграунде.
Александр КЛАСКОВСКИЙ