"Вясна" и БХК требуют гласности в деле шпиона Гайдукова
Так, ему неоднократно отказывали в доступе к адвокату, а родственникам - в предоставлении информации о месте содержания обвиняемого. При этом право беспрепятственного конфиденциального общения со своим защитником, без каких-либо ограничений по их частоте и продолжительности гарантировано гражданам Конституцией и УПК РБ, говорится в заявлении правозащитников.
Также они крайне обеспокоены воздействием на адвоката путем отобрания подписки о неразглашении данных следствия, трактуемых неправомерно широко. "В результате адвокат лишается возможности предоставлять общественности информацию о сути предъявленных подзащитному обвинений, о возможных процессуальных нарушениях, затрагивающих права подзащитных, об их состоянии здоровья и иных подобных сведениях. По нашему мнению, такой подход ограничивает право лиц, находящихся под стражей, на защиту, а также лишает общественность возможности получить информацию, затрагивающую публичные интересы", - отмечают правозащитники.
Они призывают компетентные органы Беларуси при проведении уголовного преследования Гайдукова обеспечить надлежащую защиту и реализацию его прав в соответствии с законами страны и ее международными обязательствами, а также привлечь лиц, виновные в таких нарушениях, к соответствующим мерам ответственности.
Напомним, 22-летний Андрей Гайдуков был задержан сотрудниками КГБ в момент закладки тайника с интересующими зарубежные спецслужбы сведениями. В отношении Гайдукова возбуждено дело по ч. 1 ст. 356 Уголовного кодекса (измена государству в форме проведения агентурной деятельности).
Однако правозащитники и коллеги задержанного в эту версию не верят. Гражданская же кампания "Европейская Беларусь" утверждает, что Гайдуков был задержан, когда перевозил часть тиража газеты "Хартия`97" для распространения в Витебской области. 29 ноября активиста перевезли из Минска в Витебск, 22 декабря – обратно в Минск.