Казахстан для Беларуси — партнер, о котором можно только мечтать
Отношения Беларуси с Казахстаном сохраняют стабильный характер. Эта стабильность устраивает обе стороны, и ожидать перемен в характере двустороннего сотрудничества пока не приходится.
Со времени установления дипломатических отношений 16 сентября 1992 года выстраивание дружественных отношений с Казахстаном входило в число важнейших внешнеполитических приоритетов Беларуси.
Успешному развитию сотрудничества способствовало то, что Казахстан активно участвовал в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, хотя подходы руководителей двух стран к развитию интеграции отличались. В то время как Минск, особенно во второй половине 1990-х годов, делал акцент на политических аспектах сотрудничества, казахстанская сторона отдавала предпочтение развитию экономических связей.
Впрочем, эти расхождения существенного влияния на состояние двусторонних отношений не оказали. За 20 лет существования в условиях независимости между Беларусью и Казахстаном не возникло ни одного серьезного конфликта.
Политический диалог был активным и осуществлялся на различных уровнях (руководителей государств, правительств, парламентов, внешнеполитических и других ведомств). Также были созданы устойчивые структуры осуществления межгосударственного диалога, в первую очередь — межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.
Минск и Астана солидарно выступали в международных организациях, прежде всего ООН и ОБСЕ. Беларусь активно поддержала усилия Казахстана на посту председателя ОБСЕ в 2010 году. В декабре того же года представительная белорусская делегация во главе с Александром Лукашенко приняла участие в саммите ОБСЕ, который состоялся в Астане по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
В период оттепели в отношениях Беларуси с Евросоюзом белорусские дипломаты предлагали предоставить Казахстану статус «друга «Восточного партнерства» ЕС». В свою очередь, Казахстан в 2010 году поддержал предложение о предоставлении Беларуси статуса партнера по диалогу Шанхайской организации сотрудничества.
В 2007 году Беларусь и Казахстан приступили к формированию Таможенного союза с участием России. Участие в формировании Таможенного союза, а затем Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического союза стало существенно влиять на состояние белорусско-казахстанских отношений.
Более того, в условиях обострения отношений между Минском и Москвой в 2009-2010 годах участие Астаны в интеграционных процессах играло стабилизирующую роль в белорусско-российских отношениях, поскольку Казахстан фактически выступал в качестве посредника между конфликтующими сторонами.
Правда, руководство Казахстана давало понять официальному Минску, что не готово поддерживать его безоговорочно. Как правило, это происходило в тех случаях, когда интересы Казахстана затрагивались напрямую. В частности, в 2010 году официальная Астана не поддержала предложение белорусского руководства о вмешательстве ОДКБ в события в Кыргызстане. Казахстан предпочитал дистанцироваться и от споров об условиях поставок в Беларусь российской нефти.
В условиях нормализации белорусско-российских отношений в конце 2010 года политические контакты между Минском и Астаной стали еще активнее. В мае 2011 года Александр Лукашенко побывал в Казахстане с официальным визитом. Годом позже ответный визит осуществил Назарбаев.
В ноябре прошлого года Казахстан посетил глава белорусского правительства Михаил Мясникович, принявший участие во II белорусско-казахстанском экономическом форуме.
Во время визитов руководители Беларуси и Казахстана говорили о сходстве позиций по важнейшим вопросам международной политики. Действительно, часто заявления были весьма созвучными.
Например, Назарбаев в марте прошлого года подверг жесткой критике подходы ОБСЕ к оценке парламентских выборов в Казахстане и даже пригрозил отказаться от приглашения наблюдателей от ОБСЕ на следующие выборы. Представители Минска тоже не раз выступали с подобных позиций.
Сблизились подходы сторон и в вопросах углубления интеграции с Россией. В прошлом году Беларусь и Казахстан солидарно высказались против российских предложений о создании евразийского парламента и введении общей валюты для государств ЕЭП.
Создание Таможенного союза и переход к формированию Единого экономического пространства поспособствовали расширению поставок белорусской продукции в Казахстан. В 2010 году объем двусторонней торговли составил 867,1 млн. долларов, в 2011 году — 769,2 млн. За 11 месяцев прошлого года товарооборот достиг 848,4 млн. долларов, превысив аналогичный показатель 2011 года на 133,6 млн. долларов.
Доля Казахстана в общем объеме внешней торговли Беларуси увеличилась с 0,8% в 2009 году до 1% в 2012 году. По объему товарооборота с Беларусью Казахстан устойчиво занимает третье место среди стран СНГ после России и Украины.
В торговле с Казахстаном Беларусь сохраняет положительное сальдо. В 2010 году оно составило 59,7 млн. долларов, в 2011 году — 493,4 млн., за 11 месяцев прошлого года — 623,6 млн. Объем белорусского экспорта в Казахстан в 2010 году составил 463,4 млн. долларов, в 2011 году — 631,3 млн., а за 11 месяцев прошлого года — 736 млн.
В последние годы из Беларуси в Казахстан экспортировались в основном молоко и молочная продукция, тракторы и седельные тягачи, шины, сахар, грузовые автомобили, мебель, машины и механизмы для обмолота, изделия из дерева, пластмасс, лекарственные средства.
В Казахстане закупались преимущественно алюминий, хлопковое волокно, плакированный и холоднокатаный прокат. В 2011 году белорусская сторона отказалась от закупок цинка и меди и сократила закупки горячекатаного проката и нефтепродуктов. Это привело к сокращению импорта из Казахстана в Беларусь. В прошлом году казахстанские нефтепродукты также не закупались.
В прошлом десятилетии Беларусь и Казахстан создали более 80 совместных предприятий. Активность на казахстанском рынке проявляли МАЗ, МТЗ, БелАЗ, «Гомсельмаш».
Казахстанские инвестиции в Беларусь шли в сравнительно небольшом объеме (в 2010 году — около 365 тыс. долларов) и преимущественно в финансовую сферу.
В прошлом году белорусские официальные лица призывали Казахстан подключиться к процессу приватизации белорусских предприятий, но при этом намекали на желательность допуска белорусского бизнеса к разработке казахстанских нефтегазовых месторождений. Поскольку Астана эти пожелания не удовлетворила, дело не сдвинулось с мертвой точки.
В целом же состояние двусторонних отношений вполне удовлетворяет белорусское руководство. Казахстан не критикует Беларусь за отсутствие демократии и даже выступает в поддержку политики официального Минска на международной арене, активно закупает продукцию белорусских предприятий.
О подобном партнере можно только мечтать, поэтому ожидать существенных изменений в политике Беларуси в отношении Казахстана не приходится.
Такие изменения могут произойти в условиях политических потрясений в Казахстане. Ряд тревожных симптомов там налицо. Это — рост недовольства населения и влияния исламистов, активизация террористической деятельности, частые политические перестановки, нарастание критики со стороны США и ЕС, старение Назарбаева, руководящего Казахстаном с 1986 года. Однако пока властям удается удерживать ситуацию под контролем.
Соответственно, белорусско-казахстанские отношения в краткосрочной, а возможно и среднесрочной перспективе сохранятся в том виде, в котором пребывают сейчас.
Андрей ТИХОМИРОВ