Новые возможности медицины
Реконструированными больницами, оснащенными по последнему слову медицинской техники и технологий научно–практическими центрами, казалось, уже восхищаться не придется. Программа модернизации здравоохранения идет уже не первый год. Сколько за это время открылось обновленных медучреждений в столице и регионах — со счету сбился. Все как одно с иголочки. «Начинка» подобрана с учетом профиля заведения. Современно, функционально, работает в интересах людей. Но РНПЦ неврологии и нейрохирургии — случай особый. Без преувеличения, высший пилотаж в медицине. Здесь кудесники–врачи колдуют над святая святых — мозгом человека. И хоть добились в профессии высот немалых, честно признают: изучить полностью эту важнейшую деталь организма, пожалуй, не удастся никогда...
Это медицинское учреждение реконструировано по поручению Президента. С тем, как оно выполнено, Александр Лукашенко ознакомился лично.
В холле центра — несколько плакатов. Наглядные иллюстрации для доклада о ситуации в здравоохранении в целом. Президент обращает внимание на несколько графиков:
— Вот для чего все это, на что пошли миллиарды, затраченные на модернизацию здравоохранения.
На первом графике кривая естественного прироста — убыли населения. Первый коэффициент положительный — 1,7. Но это показатель 1991 года. За ним пошло пике с нижней точкой в 2002 году — минус 5,9. С этого момента начинается медленный, будто поход с тяжелейшим грузом, подъем. Сегодня мы едва подходим к рубежу остановки сокращения населения. В прошлом году показатель естественной убыли составил 1,1 на 1.000 жителей страны. При сохранении взятой динамики специалисты сулят «переход через ноль» уже в 2015 году. Дай–то бог. В чем еще, если не в этом, главный смысл всех колоссальных затрат на медицину.
Или вот второй график — младенческая смертность. В 1995 году из тысячи рожденных малышей не выживали 13,3. В прошлом году таких случаев было 3,4 на тысячу. А это уже уровень самых передовых в этом отношении стран. Разве существуют деньги, которые можно пожалеть для жизни детей?
РНПЦ неврологии и нейрохирургии, заметил Александр Лукашенко, осматривая обновленное учреждение, тоже один из важнейших инструментов решения демографической проблемы. Установленное здесь уникальное оборудование существенно повышает шансы на возвращение к нормальной жизни многих пациентов. Оно позволяет в прямом смысле слова заглянуть под черепную коробку пациента. Наше светило нейрохирургии, академик Арнольд Смеянович, объясняет суть. В прошлом оперирующий врач опирался на собственные профессионализм, интуицию и, пожалуй, помощь высших сил. Иные тончайшие манипуляции приходилось делать буквально вслепую, на ощупь, с немалым риском. Теперь вся картина операции перед глазами. Многократно увеличенная, она выведена на монитор. Диагностическое оборудование позволяет с высокой точностью определить участки мозга, требующие особого внимания. Оказывается, у каждого человека индивидуально расположены те или иные двигательные центры, речевые или зрительные. Крайне важно, например, при удалении опухоли их ненароком не травмировать.
Или операции на сосудах головного мозга. Раньше без вскрытия черепной коробки их проведение было просто немыслимо. Теперь они делаются при помощи специального зонда, который вводится в систему сосудов через бедро. Опять же четкое трехмерное изображение вида изнутри — в помощь хирургу. Тончайшая работа, счет в которой идет даже не на миллиметры, а на микроны.
Президент с интересом выслушал рассказ о новых возможностях центра. Через окно в герметичной автоматической двери операционной понаблюдал за ходом операции. В свободной в это время операционной по соседству присутствовавшим показали сделанную через мощный микроскоп видеозапись удаления опухоли, проведенного несколько раньше. Такие фильмы — как пособие для обучения нейрохирургов — на вес золота. Попробуй объясни все нюансы на пальцах. На вопросах профессионального роста молодых специалистов Президент остановился отдельно.
Техническая сторона модернизации здравоохранения, безусловно, важна. Без современного оборудования больших высот не достичь. Но и оно останется лишь бесполезным железом, если на нем не будут работать подготовленные соответствующим образом профессионалы. Президент обозначил приоритеты:
— Для нас наиважнейшая задача — это школа. Мы столько денег вложили в подобные центры, по всей стране их открыли. Почти полторы сотни тысяч человек из 70 стран мира приезжают сюда лечиться — это же о чем–то говорит. Поэтому надо создавать школы и не почивать на лаврах. Здесь созданы все условия, чтобы практиковать и продвигать науку. Надо собирать по крупицам специалистов и создавать очень эффективную, мощную, наукоемкую, с хорошими кадрами школу.
Проще говоря, каждый профессионал должен работать так, чтобы после себя оставить не менее трех специалистов квалификации не ниже своей. Александр Лукашенко говорил образно: после признанного авторитета Арнольда Смеяновича «должны прийти не меньше трех Cмеяновичей». И эта задача актуальна для любого медицинского направления. Хотя такую модель вполне резонно было бы применить в любом деле.
Зашла речь и о заработках медиков. Президент пообещал, что вопросы повышения будут решаться. Причем не только в здравоохранении, но и в образовании. Но одновременно надо думать и над оптимизацией этих сфер. Здесь тоже немалый потенциал для роста оплаты труда. Ну а высококлассные специалисты будут по–прежнему оставаться в сфере особого внимания. Те, кто занят сложнейшей работой, должны и получать соответственно. Здесь, по мнению Президента, надо больше задействовать ресурс экспорта услуг. Естественно, без ущерба для оказания помощи своим гражданам. Если то, что умеют наши нейрохирурги, востребовано в мире, то не жалко нарастить мощности. Построить и оснастить новые операционные. Выручка от их работы может идти в том числе и на материальное стимулирование врачей.
Такая модель может быть применима в любом направлении медицины.
Автор публикации: Дмитрий КРЯТ
Фото: БЕЛТА