СТЕНОГРАММА
пресс-конференции Президента А.Г. Лукашенко белорусским и зарубежным средствам массовой информации
Лукашенко А.Г.: Уважаемые друзья! Представители средств массовой информации!
Чуть более года назад в этом зале примерно в таком же формате мне пришлось отвечать на ваши вопросы, в том числе вопросы острые.
Главное, о чем мы с вами говорили, это будущее нашей страны. Я называл условия, при которых мы сможем обеспечить социально-экономическую стабильность в Беларуси, сохранить независимость нашего государства.
Легкой жизни, если помните, я не обещал, но и мрачными перспективами я вас тоже не запугивал.
И вот минул 2012 год. Сегодня мы с вами уже можем делать какие-то выводы: что же из сказанного сбылось, а что в силу тех или иных причин нет. Тогда я высказал уверенность, что «в целом мы с новыми вызовами времени справимся», – я процитировал. И сейчас констатирую: это так и произошло, это свершившийся факт.
Мы добились пусть небольшого, но стабильного роста экономики, обеспечили увеличение реальных доходов населения. Притом нас часто критикуют за низкие темпы прироста ВВП. Это правильно, но это очень интересный и специфический показатель. И когда я от Правительства начинаю требовать объяснений, они, должен признать, весьма аргументированно мне показывают, что главное в экономике – это такие направления, как сельское хозяйство, промышленность, а они ведь выросли даже выше запланированных показателей: сельское хозяйство вместо пяти – 6,5 процента. Это еще не уточненные данные. Промышленность – вообще около восьми процентов вместо 6,5 процента, которые мы планировали. Но самое главное, что рост реальных доходов населения превысил 20 процентов. Ну и ряд других показателей. С чем нельзя не согласиться.
Может быть, не все задуманное удалось осуществить, не все запланированные высоты мы взяли, но главная цель, которую мы перед собой ставили достигнута. А вы понимаете, что прошлый год был весьма сложный. Нам надо было за год разобраться с финансовыми неурядицами и неразберихой, которые нам достались от 2011 года. И, давайте будем откровенны, более-менее мы с этой проблемой справились. В этом была главная цель всей нашей жизни, работы, экономики, потому что без финансовой стабилизации невозможно было бы говорить о развитии экономики, модернизации нашего производства, повышении в конечном итоге реальных доходов населения.
Конечно, всегда хочется большего, но для нас, белорусов, есть только один способ добиться этого самого большего – лучше работать. Другого нет. Об этом, кстати, я уже говорил.
Простой, но яркий пример. Мы сработали в целом по году лучше, чем в прошлом году, достигли серьезных качественных подвижек. Что особенно важно – нарастили экспорт, получили положительное внешнее торговое сальдо, можно сказать практические впервые в таком объеме за всю нашу историю, то есть больше валюты поступило в страну, чем это было когда-то, даже несмотря на то, что мировая конъюнктура цен была не в нашу пользу.
Многие, в том числе и журналисты, тогда критиковали меня: не сможет экономика эту задачу потянуть. Но ведь смогла же.
Помню, какие мрачные картины грядущего рисовали некоторые знатоки-аналитики. Я вам советую от этих оракулов держаться подальше, потому что у них совершенно иные цели: не информировать население, а, занимаясь грязной политикой, запугивать население, как это, кстати, было совсем недавно со стороны отдельных наших «господ» (мы сейчас разбираемся с этим вопросом), когда пытались дестабилизировать в начале года курс национальной валюты. Ну, слава богу, что раскусили их быстро и ничего у них не получилось.
Что касается журналистов, я от вас всегда требовал, просил, буду требовать и просить только объективности. Знаете, видели, слышали – анализируйте, делайте выводы и критикуйте, если заслуживает того первая власть. Мы обязаны прислушиваться к тому, что вы говорите. Но только правда, только правда и ваша личная убежденность!
Я не хотел бы, чтобы мы путали свободу слова с безответственностью. Не поощряйте невежество. И уважительно относитесь к своим читателям, зрителям, слушателям.
А чтобы избавить от поиска комментариев всяких гадателей на кофейной гуще, я готов, как это обычно, отвечать честно и откровенно, подробно, если нужно, на все ваши вопросы.
При этом я хотел бы сказать о следующем, прежде чем отвечать на ваши вопросы: давайте вместе будем обсуждать эти проблемы. Вы ведь не просто люди, пришедшие к Президенту, и не только ко мне, здесь полтора десятка ответственных высших государственных служащих, которые помогут мне ответить на те или иные вопросы, если это нужно будет. Вы пришли не только для того, чтобы нести информацию в народ. Вы ведь претендуете, и это уже общепризнано, что вы – четвертая власть. Ну так давайте сегодня, если вы – четвертая власть, и обсудим эти проблемы, чтобы не было так, что один умный сидит тут на постаменте, а напротив полтысячи человек в зале, которые совсем не информированы или мало информированы. Делаем вид с вами, что я много знаю, а вы – чуть поменьше или ничего не знаете. Вот это неприемлемо. Давайте поднимайте проблемы – будем их обсуждать.
И вы должны помнить одно: я действительно хотел бы на вас воздействовать своим словом, силой убеждения. Это понятно. Но, если вы думаете, что, задавая вопросы и требуя ответов или поднимая какую-то проблему, таким образом на меня не воздействуете, это неправда. Вы тоже воздействуете на Президента. И поверьте, что я не закостенелый человек, и, если я даже делаю вид, что мне безразлично, или еще какой-то другой вид, вы должны понимать, что я очень серьезно воспринимаю все, о чем мы будем говорить здесь и о чем говорят люди. Поэтому давайте попытаемся разобраться в проблемах. Вы приехали оттуда, снизу, от людей. Многие, почти 200 человек из 500 присутствующих – это люди с мест, которые сталкиваются с проблемами, а в таком разрезе я эти проблемы не вижу, поэтому очень важно, чтобы вы поднимали эти проблемы. Ну и, если это возможно, если у вас есть какой-то путь решения этой проблемы, пожалуйста, схематично высказывайте. Мы обязательно проанализируем все ваши проблемы, все ваши вопросы и все, что сказано вами. Ничего без внимания не останется.
Вот такой формат, если вы принимаете, я хотел бы, чтобы носило наше мероприятие.
Ну а сейчас я готов к работе. Если вы уже готовы задавать вопросы, пожалуйста, но я вот только что, приехав сюда, получил последний обзор средств массовой информации. Хотел бы, пока вы надумаете задавать вопросы, на некоторые ответить, которые через средства массовой информации различного толка якобы хотели направить Президенту.
Вот один из вопросов так называемой «Солидарности»: на предстоящей пресс-конференции (правда, не написано кто) ожидают, чтобы я покаялся за проблемы в экономике и внешнеполитическую изоляцию. Вот, говорят, не приходится ждать, чтобы Президент покаялся.
Я думаю, что меня этот человек слышит: каюсь! Каюсь! И, если этому человеку легче, в третий раз говорю: каюсь за те проблемы, которые сегодня существуют в нашей стране.
Даже если бы я не покаялся, я все равно как первое лицо в государстве, Глава государства по Конституции, хочу я этого или нет, но я несу ответственность за те проблемы, которые сегодня существуют в нашей стране.
На tut.by размещен еще один вопрос, который адресован Президенту. Гринюк, Центр системных бизнес-технологий «Сатио», какой бы вопрос задала? Состояние частно-государственного партнерства в Беларуси – как я оцениваю?
Положительно оцениваю. Но если это частники, которые сегодня умеют только требовать чего-то от государства: «давайте либерализацию», «нет контроля», «что хотим, то и воротим», то такого не будет в стране. Частник должен прекрасно понимать: да, он многое делает для того, чтобы создать благо, чтобы приумножить богатство. Но мы же люди неглупые и понимаем, что за исключением некоторых, все частники прежде всего смотрят в свой карман. Никто из своего кармана не достанет и своего никому не подарит – ни государству, ни народу. А надо понимать, что не он один такой великий создает блага для нашего народа. У него на фирме, в компании, работают еще тысячи людей, и они имеют право на достойную заработную плату, достойное существование. А у нас сегодня частник, если что-то заплатит, еще в конверте что-то даст, да и не дают в последнее время – жалко, во-первых, а во-вторых, могут и привлечь… Возьмите такой простой пример: мы говорим о жилищном строительстве. Давайте обратимся к советским временам, я вчера премьер-министру поставил этот вопрос, чтобы он был учтен в этом году. Каждое предприятие, фактически каждое – даже бедный колхоз – строило жилье для людей, для своего коллектива. Скажите: что сегодня частники построили для людей, которые у них работают – сотни, тысячи человек? За малым исключением – ничего, мы, мол, вам заплатили, вы идите и покупайте. И что он за ту зарплату купит? Кроме государства, сегодня никто не занимается этим вопросом, даже государственные организации, крупные предприятия. И в этом плане мы должны сделать определенный крен. Я вчера об этом премьер-министру сказал и поставил перед ними конкретную задачу.
Поэтому я нормально оцениваю частно-государственное партнерство. Все сегодня из частников, кто хочет честно работать в Беларуси и заработать не просто на жизнь, а на нормальную жизнь, работают и зарабатывают. Ну а тех, кто не понимает, что надо и людям что-то дать, чтобы они нормально жили, мы немножко будем поворачивать в сторону людей. Того, кто любит в чужой карман заглянуть, будем очень жестко ставить на место. Вот и все частно-государственное партнерство. Вы, наверное, политику мою в этом плане знаете…
Всем известный мой «друг» Станислав Богданкевич (С.А.Богданкевич – Председатель Правления Национального банка в 1991 – 1995 годах) ратует за автономию Национального банка, чтобы он мог существовать независимо, и от Президента в том числе. Но вы знаете, что Национальный банк действительно у нас существует независимо. Однако Президент, и я это честно вам говорю, в любой момент может потребовать от Национального банка отчет, Президент может проконтролировать ситуацию, которая складывается в Национальном банке, и потребовать проведения кое-каких других мероприятий в интересах государства и нашего народа. Так пока будет!
И вы знаете, он же умный человек, образованный очень, опытный, грамотный человек, но явно есть политический подтекст в вопросе. Посмотрите на Евросоюз – самая продвинутая организация. Посмотрите на Соединенные Штаты Америки: как только кризис наступил и рухнули некоторые финансовые организации и банки, то мгновенно заговорили о контроле и ввели его. В России, например, пошли тем же путем – создают какого-то там монстра, который будет контролировать всю банковскую систему, независимо от Президента, хотя она управляется полностью правительством и Президентом. А нам говорят, что мы такие-сякие, что все должно быть независимо. Но это для меня не ново. Как только все становится независимым и спросить не с кого, так начинается драка...
Пример тому (правда, отчасти) – и это касается, может, более раннего периода, – украинская демократия. Я не хочу, чтобы у нас это было. Отчасти и у нас это было в Парламенте, помните – забастовки, драки, крики, гвалты. Ну и к чему мы пришли? К пустым полкам на прилавках.
Поэтому давайте об автономии мы будем все-таки аккуратнее рассуждать. Нигде, ни в одном государстве, нет никакой абсолютной автономии. И никто сегодня, даже Станислав Богданкевич, не скажет, что Президент излишне давит на Национальный банк. Да, при отчете председателя правления Национального банка, и Премьеру я публично сказал, что хорошо: и финансы, и реальная зарплата, но модернизация ведь идет. Если мы не модернизируем предприятия, то нам нечего будет делать в Едином таможенном пространстве, не говоря о ВТО. Это вопрос выживания. И меня волнуют сегодня денежные средства, кредитные средства, а это ведь должны быть «долгие», «длинные», деньги. Хватает ли их? Как Правительство и Национальный банк в этом направлении будут работать? Вот единственное мое требование: я хочу, чтобы страна развивалась и развивалась экономика. Вот и все требования со стороны Президента. Ну и естественно – соответствующий контроль, потому что это огромная и серьезная организация. И вне контроля ни одна организация существовать не может.
Пока я так понимаю этот вопрос и отвечаю на него, хоть этот человек и не ожидал от меня, что я вообще отвечу на него – побоюсь.
Серьезный случай… Некий Чалый, экономист, говорит: готовится отставка Правительства, поэтому стоит ли жестко спрашивать с Правительства? То есть могу ли я спрашивать с Правительства, коль оно будет отставлено, может, задачи более реалистичные ставить?
Думаю, что этот экономист Чалый опять же с политическим подтекстом задает вопрос... Я думаю, что он знает, как принимаются в нашей стране решения, особенно те задачи, которые я ставлю перед Правительством. А основная задача ставится в основных направлениях развития нашей страны на предстоящий год. Мы их приняли, как и бюджет. Как принимается решение? Очень долго, муторно, в течение почти года. Вот, после первого квартала начнется проработка основных направлений развития на 2014 год. И начинается снизу. И пока Правительство с губернаторами сами для себя не утрясут эти показатели, они ко мне не придут. Все должно быть согласовано. Ведь они должны будут выполнять. И, поверьте, в последние годы и на предыдущий год не я доводил эти задания, а именно ко мне пришли сии господа с завизированными документами, они в архивах долго будут храниться, и предложили вот такой план. Да, я в былые годы (иногда и частенько бывало) «наклонял» и говорил о том, что это недостаточные темпы, и обосновывал. Мы долго потом спорили на моем уровне (вы тоже знаете: в конце года проходят два-три публичных совещания по принятию этих задач и направлений развития) и приходили к единому мнению. Но на прошлый год и на этот год я даже не вмешивался. После финансовой неразберихи, думаю, если в 2012 году Правительство 5 – 6 процентов ВВП выдаст и соответствующие показатели, спасибо ему. Недотянули… Мне принесли эти предложения. Предложения принесли те, кто должен был исполнять. Я их принял. И на этот год точно так. Даже задал вопрос: «Слушайте, вы уверены в том, что вы примерно 8 процентов ВВП дадите?» – «Да, мы уверены, у нас есть расчеты, у нас все есть…» – «Хорошо, буду вам благодарен за это».
Вот как принимались эти решения. А не то что я, сидя где-то в кабинете, извините меня, от балды написал «8 %» и сказал: «Идите выполняйте». Я мог бы так сделать, конечно, имея на это право, но я никогда так не поступлю. Как экономист я понимаю, что под каждую цифру должны быть расчеты. И этому человеку, который хотел бы мне задать этот вопрос, упрекнув меня в том, что я нереалистично ставлю задачи, я отвечаю прямо: я их формализую, утверждаю, по крайней мере, в последние два-три года, требуя, конечно, определенного баланса, чтобы экономика развивалась, чтобы доходы населения росли, чтобы права человека не нарушать по главным направлениям, чтобы нормальная жизнь, нормальная и достойная зарплата, чтобы детей можно было кормить.
Что касается отставки Правительства... Вы из моих уст ни разу об этом не слышали.
Может, кому-то хочется отставить Правительство, но думаю, что Чалый сегодня не в состоянии заменить не то что Премьер-министра, но и обычного министра.
Я нигде не говорил, что у нас грядет отставка Правительства. Если нам надо кого-то заменить по каким-то причинам, вы видели тоже, что не заржавеет – в течение суток (если человек созрел для того, чтобы его заменили)…
Нападающий БАТЭ, уважаемый мною Родионов, хочет задать мне вопрос о рациональном использовании средств.
Сейчас мною этот вопрос поставлен железобетонно. Сегодня идет проработка вопроса, как рационально использовать средства.
Должен сказать, что и БАТЭ пусть спасибо скажет, я их всегда освобождал от налогов, имея в виду, что они все-таки молодцы, они свои деньги в последние годы зарабатывают. Но пусть не забывают о том, что даже за эти деньги они стадион в Борисове не построили и не построят. Этот стадион строит в том числе государство. И вкладывает, наверное, еще больше средств, чем клубы. И я бы не сказал, что мы нерационально использовали средства при строительстве объектов, где спортсмены должны показывать результат. А вот Родионов должен понимать, что есть вопросы у меня, и очень серьезные, к самим спортсменам. Один вопрос: где результат? Ну, хотя бы на уровне БАТЭ выдали результат… Хотя и БАТЭ могу задать ряд вопросов по последним их играм. Когда я смотрел повторные матчи с испанцами, немцами, французами после блестящих первых игр, то я выключал телевизор: мне было стыдно и обидно до слез, когда по 4 мяча пропускали в свои ворота, после того как эти клубы набрали обороты, как положено. Поэтому у меня есть очень много вопросов. Я пристально наблюдаю за спортсменами, потому что спортсмен – это очень многое для нашей страны, это имидж нашего государства. Я уже говорил: если Азаренко выигрывает… Кстати, выиграла она или проиграла свой матч? Выиграла? Я просто не в курсе дела, и Давыдько (Г.Б.Давыдько – председатель Национальной государственной телерадиокомпании) об этом не сообщил. Надо сообщать, Геннадий Брониславович. Я же смотрю утром, включаю твой канал, потом ОНТ, а там прошлогодние результаты. Так выиграла или нет?
Голоса: Да.
Лукашенко А.Г.: А какой счет? 2:0, это понятно.
Голос из зала: 6:1;6:4.
Лукашенко А.Г.: 6:1;6:4? Вот видите, 6:4… Позволять так проигрывать румынской теннисистке – это уже много. Вот видите, тоже вопрос есть. Ну благо, что выиграла, уже великое дело. Потому что она – первая ракетка, а там сидят тысячи человек, и миллионы смотрят за этим, это авторитет нашего государства. Поэтому я уделяю очень много внимания этим вопросам.
А средства... Я понимаю подтекст вопроса Родионова: платить надо спортсменам за работу. А многие наши спортсмены ходят, как наши бизнесмены некоторые... Я даже не хочу повторять те слова, как они обычно рассуждают. Они ездят на иномарке, на заднем сиденье, знаете, кто у них сидит, и по несколько человек, и 5 тысяч долларов в месяц чистый аванс – это не деньги. По крайней мере, у хоккеистов, которые играют внутри нашей страны. Вот тут мы отрегулируем на всю катушку. Будут получать зарплату – для того чтобы прокормить семью и самим тренироваться. За результат – будут получать много.
Примерно так я бы ответил моему любимому нападающему на этот вопрос.
А вот тут я вообще не понимаю. Некий музыкант, то ли Кулинкович, то ли кто, спросил бы у Президента в первую очередь о том, знает ли он о существовании в стране «черных списков» белорусских исполнителей.
Вот честно говорю: не знаю о «черных списках» белорусских исполнителей.
Я попрошу Главу Администрации Президента Республики Беларусь и его заместителя Радькова (А.М.Радьков – первый заместитель Главы Администрации Президента_ по идеологии: вы мне, пожалуйста, доложите об этих «черных списках», или «черных копателях» на ниве культуры. Я хотел бы посмотреть, кому мы тут мешаем петь, плясать или еще что-то. Поверьте, я никому таких поручений не давал.
А если кто-то, я так предполагаю, оплевал страну… Кто-то, наверное, за это заплатил – тому пусть и поют. Хотя я опять же хотел бы знать об этих фактах, они мне действительно не известны…
Это то, что успела пресс-служба мне подготовить. Вопросы риторические. Наверное, не ждали ответа от меня на эти вопросы. Но тем не менее... Я извиняюсь, отвлек ваше внимание и решил на них ответить, чтобы уже действительно никто не упрекал в том, что я тут собрал своих, они мне выгодные вопросы задавали и так далее. Я ответил и на невыгодные вопросы.
Пожалуйста, уважаемые друзья, не забывайте о моем предложении: давайте обсуждать вопросы, проблемы как заинтересованные люди, заинтересованные в развитии, независимости нашей страны, для того чтобы мы могли обобщить и после этого тоже получить какую-то крупицу пользы, выработать некие решения в интересах нашего государства и нашего народа.
Пожалуйста.
Легкий П.Н. (руководитель пресс-службы Президента): Уважаемые коллеги, напоминаю наше правило: одно СМИ – один вопрос. Пожалуйста, не забывайте четко называть себя.
Лысенко Н.В. (корреспондент Первого канала Белорусского радио): Уважаемый Александр Григорьевич, очевидно, что сегодня будет много вопросов о перспективах развития страны, но в начале этой встречи хотелось бы вспомнить прошедший год. Массовое ожидание апокалипсиса показало, что негативные прогнозы в моде: одни их выдают, другие к ним прислушиваются.
На ваш взгляд, какие прогнозы пессимистов в ближайшем будущем не сбудутся? Какие моменты, какие события прошедшего года были наиболее сложными и наиболее важными?
Спасибо.
Лукашенко А.Г.: Вы знаете, это вопрос, на который можно два часа отвечать. А если еще воспользуюсь подсказкой своей аудитории, то точно. Но о главном я все-таки скажу. Я вообще переживал только об одном. Я знал, что наша страна, власть, общество в состоянии обеспечить все необходимое для нашего народа, и главное, стабильность, предсказуемость, спокойствие в нашей стране – то, что прежде всего нужно нормальному человеку для жизни. Меня больше всего волновали последствия финансовой неразберихи, порожденной вступлением в ЕЭП, другими вопросами. Помните, мы вводили пошлины на автомобили, из-за чего наши граждане, до того как мы их ввели, 3 миллиарда долларов вывезли из страны? Мы почти лишились золотовалютных резервов. Для меня было важно стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Поэтому я не напирал на какие-то валовые показатели. Мы это решили. Более того, нарастили примерно до 8 миллиардов 200 миллионов долларов золотовалютные резервы, бездефицитный бюджет получили, даже небольшой был профицит, мы профинансировали все мероприятия, даже чуть больше, которые запланировали. Словом, стабилизировали ситуацию. И правильно вы сказали, что предсказывали конец света. Я уже говорил, что все ждали конца света и бежали в обменные пункты менять рубли на доллары. Спрашивается: если завтра конец света, зачем доллары? Я уже предупреждал в шутку население. Конец света не наступил, обвала национальной валюты, как предрекали, с 1 января тоже не случилось, даже с провокационными sms-сообщениями. Поэтому для меня это было главное – стабилизация кровеносной системы нашей экономики. Мы стабилизировали. Мы остались в прогнозных показателях, в том числе по инфляции, создали некий задел на текущий год. Это тоже было важнейшим последствием стабилизации.
При всех достижениях и недостатках я не хочу сказать, что мы многое решили. Что не сбудется? Я вам должен сказать: не сбудется то, что нам предвещают наши злопыхатели и враги. Вот этого не будет. Мы будем существовать как стабильное независимое государство!
И знаете, меня порой удивляет позиция некоторых так называемых журналистов и наших газетенок отдельных. Приведу пример, чтобы вы поняли, о чем идет речь. Помните, меня и всю страну клепали за эти растворители, разбавители. И никто не поинтересовался: что произошло на самом деле, что мы такое сотворили? Ладно, россияне своих долбали: «Лукашенко вас обманул». Понятно, россияне защищали вроде бы свои интересы. Но посмотрите на часть средств массовой информации в нашем государстве: «Вот, Лукашенко такой-сякой, сколько Россия ему будет прощать?» Господь с вами, что прощать мне?! Ведь был намек на то, чтобы Россия приняла карательные меры в отношении нашей страны. За что? За то, что мы покупали в России сырье по стоимости выше рынка, и не мы, а три российские фирмы и одна белорусско-казахстанская – так, как МАЗ сырье покупает, БелАЗ, МТЗ… МТЗ 60 процентов комплектующих металлов покупает в России, здесь «переваривает», делает трактор, продает, но никто претензий не предъявляет. Точно так было и по нефтепродуктам: покупали, к примеру, солярку высокосернистую, перерабатывали на наших предприятиях, в Германии биотопливо закупали, смешивали и продавали новый продукт, не нарушая ничего, никаких законов. Но немало было этого продукта, и, конечно, были немалые средства. Однако они были абсолютно прозрачными. И вот долбали, долбали: «Все, Россия введет санкции». Да никто из россиян и не собирался вводить против нас санкции. И свидетельством тому является то, что мы этот вопрос спокойно решили.
Подобные предсказания не сбудутся. Никогда не сбудутся. Мы свою страну под откос истории не пустим!
Злобин А.А. (корреспондент ЗАО «Второй национальный телеканал»): Кто-то прогнозировал конец света, а кто-то – хотя бы конец белорусского рубля, у меня вопрос об этом. Год назад активно обсуждалась эта тема: о возможном падении курса в 1,5 - 2 раза. Хорошо, что прогноз не сбылся. И вот опять в начале этого года прочат ослабление национальной валюты и по нарастающей – девальвацию, кризис. Что бы вы ответили на такие рассуждения?
Лукашенко А.Г.: Я уже об этом сказал. Если уж откровенно говорить, в былые времена мы как-то пытались удерживать крепким белорусский рубль. К чему это привело, вы знаете. Я об этом тоже открыто сказал. И уже ваше дело, ваше право – верить этому или нет.
Национальному банку и новому Правительству была поставлена железная задача: ни в коем случае ничего искусственно не сдерживать! Потому что это боком выйдет. Вроде мы для народа что-то хорошее делаем, а народ же всегда смотрит, чтобы в своем кармане ничего не потерять, он же государственными масштабами, государственными проблемами не мыслит, как в Правительстве. Поэтому мы что-то искусственно регулировали, теряя золотовалютные резервы.
Уже примерно в течение полутора лет, только если возникают острые пики падения или подъема национальной валюты, Национальный банк немножко пытается их сглаживать. В нынешнем году даже в этом не было необходимости.
Я всегда говорил: у нас складывается реальный рыночный курс белорусского рубля. Поэтому не надо бегать в обменники и стоять в очереди. Кстати, я вчера задал Председателю Национального банка вопрос: задача была поставлена месяц назад – дайте мне данные о людях, которые приходят в обменники и покупают валюту. Потому что основная масса денег – не у обычных людей. У обычных людей задача – накормить семью, в магазин сходить. А средние, богатые в основном люди, обладая деньгами, покупают в обменниках эту валюту. Журналисты, к примеру. Мне так казалось. А ничего подобного, как оказалось, когда промониторили эту ситуацию… Аккуратно, по-человечески приходим в очередь (сотни людей были задействованы) – в основном пенсионеры по 10 долларов, по 5 долларов покупают. «А зачем, а что, а как?» – «Ай, няхай будзе». Я тогда начинаю думать: «500 долларов еще там кому-то заплатить, помочь. Для чего? Для того чтобы пойти в обменный пункт, купить валюту и создать на рынке напряженность?!»
У меня складывается уже такое впечатление. Я не говорю, что это пенсионеры обрушили систему, но я никогда не думал, что пенсионеры, обычные простые люди ходят в обменники и покупают по 5 - 10 долларов. Оказывается, и это есть.
Но не случилось этого, как ваша коллега сказала, апокалипсиса в прошлом году, не случилось 1 января, поэтому пошли на провокации. И провокации не помогли. Не случится и сейчас. Не случится!
Ну а люди есть люди... Если бы цены были в магазинах еще выше, то денег бы не хватило на валюту, все бы думали, как за ЖКУ заплатить. Сегодня население за услуги ЖКХ платит около 20 процентов от их стоимости. Придерживаем где-то цены, хоть они и немаленькие. Значит, у людей есть деньги, если они идут в обменники и меняют на валюту.
Но это уже не тот процесс, который был. Поэтому сегодня говорить о том, что завтра у нас рухнет рубль… Ну это по меньшей мере не соответствует действительности. И ведь те, кто говорил в прошлом году, видели же, что у нас примерно на 5 миллиардов долларов поступило в страну больше валюты. При плохой конъюнктуре рынка мы на 5 миллиардов больше, чем в 2011 году, получили в страну доходов от экспорта. Все это видели. Но надо было «наклонить», надо было показать, что власть говорит одно, а на самом деле, мол, происходит другое.
Я вам еще раз говорю, что мы не будем искусственно ничего сдерживать: сколько будет стоить доллар или евро, столько за него население будет платить. За одним исключением: как и все государства, будем сглаживать какие-то резкие падения или всплески, если они появятся. Мы эти пики будем сглаживать. Но если пройдет все гладко, как в прошлом году, и нам не надо будет этого делать, то спасибо судьбе и Господу Богу.
Крят Д.А. (редактор отдела политики газеты «Советская Белоруссия»): Александр Григорьевич, вопрос из сферы внешней политики. Одно из значительных событий прошлого года – это ваш успешный визит в Латинскую Америку. По его итогам было заявлено о перспективе серьезного расширения белорусского присутствия в этом регионе и решимости активно идти на рынки Азии и Африки. Как вы сегодня оцениваете степень успешности решения этих задач?
Спасибо.
Лукашенко А.Г.: Ну, что говорить о Латинской Америке… Когда-то мы здесь вообще ничего не имели, а сегодня имеем примерно 3,5 миллиарда товарооборота, при этом около 2 миллиардов экспорта. То есть все в нашу пользу. Это ответ отдельным злопыхателям на вопрос, надо ли было туда идти или не надо. Туда, где нас принимают, надо идти, мы там нужны.
Я по Венесуэле и другим странам, даже по Бразилии, убедился, что у нас есть много групп товаров, которые там пользуются громадным спросом. И мы приняли решение (вы тоже, наверное, о нем знаете), что у нас опорным пунктом станет Венесуэла, и мы будем с Венесуэлой работать и на Эквадор, и на Кубу, и на небольшие государства, но особенно на Бразилию. Мы хотим на этом континенте «заземлиться» и в ближайшее время получить хотя бы 5 миллиардов товарооборота. Это будет хорошая прибавка в решении основной нашей проблемы – экспорта. Потому что нужна валюта.
Что касается Азии, то мы давно приценивались и примерялись к ней. Вы знаете, что среднеазиатские и азиатские республики постсоветского пространства – это, можно сказать, зона наших интересов. Мы всегда интересовались этими странами и очень активно работаем с ними – от простой торговли до участия в модернизации экономики, как это происходит в Казахстане (примерно в 20 – 30 проектах мы принимаем участие), Туркменистане (строим горно-обогатительный комбинат и продаем немало своих товаров туда, хотя вроде бы небольшое государство, но очень богатое), других государствах поменьше.
Я уже не говорю о Китае и Индии. Мы лет 10 тому назад определились, что мы с этими государствами не можем не иметь нормальных экономических отношений. Вы, наверное, помните мои первые поездки в Китай: с Цзян Цзэминем ставили задачу (а уже третий президент после него пришел) достичь хотя бы 500 миллионов товарооборота. Сегодня мы в 3 раза превзошли этот товарооборот, а может, и чуть больше.
Это хорошее направление сотрудничества. Это империя, это фактически вторая страна в мире. И слава богу, что мы с ними имеем такие отношения. Они нам здорово помогают. У нас открыта кредитная линия примерно на 16 миллиардов долларов – проекты, которые нам нужны. Мы будем их реализовывать. Примером тому светлогорский комбинат, около миллиарда долларов: мы строим завод беленой целлюлозы на кредиты китайцев.
То есть это уже давняя история, почти 20 лет. Я помню, еще будучи депутатом, с Вячеславом Францевичем Кебичем несколько раз посещал эту страну, видел, как она поднималась. Мы многому у них учились – свободные экономические зоны и так далее. Это было основное направление, азиатское.
То же самое и с Индией. Их больше всего интересовал научно-технический прогресс, наша наука. Пусть не так, как с Китаем, но установлены очень хорошие отношения с Индией, с советских времен у нас добрые отношения.
Вьетнам – была третья страна, очень близкая нам, бурно развивающаяся, порядка 80 миллионов человек населения, очень бурно развивающаяся страна. Ну, это почти братья. Вот мы приезжаем туда, как в Россию. И встречают они нас нормально, и сразу нам показывают, что они у нас хотели бы купить, что бы они хотели видеть на вьетнамской земле от белорусов. Более того, они нам помогают с Лаосом, Камбоджей, Мьянмой сотрудничать, потому что у них там очень серьезное влияние.
Вы знаете о визите нашей правительственной делегации в Бангладеш, Индию, Центральную Азию, и он успешно прошел. А сейчас готовится масштабный визит на высшем уровне в Индонезию, Сингапур. Мы все больше и больше пытаемся осваивать эти рынки.
Завязываемся с Монголией, особенно в части нашей сельскохозяйственной и горнодобывающей техники, БелАЗы они начали покупать. Вы знаете, что Монголия – это страна пусть не густонаселенная, но в земле есть все. И Китай, и Россия, и другие страны большой интерес проявляют к ним, идет развитие добычи полезных ископаемых. И тут мы для них к месту. Мы в этом направлении серьезно продвигаемся.
Несколько сложнее у нас обстоят дела в Африке. Новому министру иностранных дел поставлена задача: нам надо найти 3 - 4 государства в Африке, мощных, как Венесуэла в Латинской Америке, которые в нас нуждаются, и начинать с малого, закрепляясь на рынках этих государств и работая с их территорий на соседние государства.
Думаю, что в ближайшее время мы этим путем пойдем.
У нас с Эфиопией нормальные отношения.
У нас с Южно-Африканской Республикой нормальные отношения.
Сейчас с Ганой вышли после президентских выборов на какие-то взаимоотношения.
То есть нас знают и к нам нормально относятся в некоторых африканских государствах. Мы будем там «заземляться».
Конечно, жаль, что мы, в принципе, потеряли Ливию, потеряли Сирию, в том смысле, что там идет война и с этими странами пока трудно работать экономически. И ряд других государств. Но, я думаю, это временно, люди и там хотят нормально жить. И рано или поздно мы восстановим наши отношения с этими государствами.
Мельниченко Н. (Телерадиокомпания «Гродно»): Александр Григорьевич, 1 июля председательство в Европейском союзе переходит к Литовской Республике, и уже сегодня есть определенное заявление с литовской стороны о приоритетах, которые они будут выставлять в отношении Беларуси, в частности, по визовому режиму и «Восточному партнерству».
У меня вопрос такой: рассчитываете ли вы на помощь соседей в оптимизации диалога «Беларусь – Европейский союз»?
Лукашенко А.Г.: Отвечу коротко: рассчитываю настолько, насколько Литва самостоятельна в Европейском союзе. Если она председательствует, это не значит, что она будет там вершить дела, ну, хотя бы примерно как Президент Беларуси в Беларуси: принял решение – и его все будут выполнять.
Поэтому я особо не лелею каких-то надежд в этом плане. Если Литва все-таки солидно думает себя вести, по объективным и субъективным причинам… Объективные причины – мы соседи. Соседей не выбирают: это Господь предопределил, и нам надо жить в дружбе. Второе, как я всегда говорю, примерно 30 процентов бюджета Литвы формируется белорусами. Как мне докладывают, в 2015 году, а в связи с ситуацией может быть и раньше, Евросоюз не будет дотировать Литву, как дотирует сейчас (2 – 3 миллиарда им платит). Этого уже не будет. Поэтому еще большие будут проблемы. И сегодня потерять партнерство с Беларусью – только умалишенные в Литве могут пойти на это. Потому что до 10 миллионов тонн грузов мы переваливаем в портах. Порты сегодня живут за счет нашей продукции. Да, мы честно сказали, чтобы наши партнеры в Литве понимали, что мы прорабатываем и другие альтернативные варианты. И как только договоримся по портам в Ленинградской области, в Украине, по тарифам, то мы, конечно, яйца в одну корзину класть не будем. Это в Литве должны понимать. Но если мы будем видеть со стороны наших партнеров в Литве, в Латвии человеческое отношение к нам – а мы этого заслуживаем: мы им «деньги даем», свои товары там переваливаем, даем работу людям, – если они будут вести себя с благодарностью в отношении Беларуси, то мы с ними готовы сотрудничать.
Но у нас нет тут какой-то заданной политики: плохие литовцы, плохие латыши, завтра пойдем к россиянам... У нас этого нет. Мы будем исходить из того, как организуют свою внешнюю, внутреннюю политику по отношению к нам литовское, латвийское руководство. Нормальную – тогда мы тоже будем по-человечески к ним относиться, будем развивать сотрудничество. Нет – значит, нет.
Но еще раз, отвечая на ваш вопрос: чтобы я уж так думал о том, что у нас мир перевернется в отношениях с Европейским союзом, когда там будет председательствовать Литва, – я так не думаю.
По поводу перемещения лиц через границу, вопросы реадмиссии, которые литовцы всегда поднимают, приграничное сотрудничество, другие вопросы. Если они будут засылать самолетики на нашу территорию, мы будем только ужесточать охрану Государственной границы. Поэтому вопрос лежит не в нашей плоскости. И я как Президент непосредственно несу за это ответственность. Я буду делать все, чтобы обеспечить безопасность наших границ, тем более что я старый пограничник, я знаю, что это такое. Поэтому нам эти вопросы задавать не надо. Они сами вляпались в историю и дали толчок тому, что мы более пристально сегодня смотрим на сотрудничество вблизи наших границ.
Гусаченко С. (корреспондент Агентства телевизионных новостей, телеканал Беларусь 1): Александр Григорьевич, в свете последних интеграционных преобразований – ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, на горизонте маячит Евразийский экономический союз – как-то в сторону ушла тема Союзного государства Беларуси и России. Об этом сейчас, прямо скажем, и говорят, и пишут немного, но в то же время весьма активно обсуждается, например, тема поставки нефтепродуктов в нашу страну, причем ее довольно охотно комментирует посол России в Минске. Возникает вполне логичный вопрос: неужто тема углеводородного сырья настолько актуальна и принципиальна, что важнее перспектив союзного строительства Союзного государства?
Спасибо.
Лукашенко А.Г.: Если говорить о позиции российского посла в Беларуси, то он в своих рассуждениях выглядит иногда весьма экзотичным. Что, допустим, можно сказать о его рассуждениях, когда, например, я был в Москве, и мы с Путиным и премьер-министром договорились по всем вопросам (у нас есть обязательства перед россиянами, у них перед нами есть обязательства и по нефти, и по природному газу – мы все это взвесили, договорились), а он в это время, давая интервью, начинает опять рассуждать про эту, как я называю, «мазню» – смесители, растворители и так далее. Ну, весьма экзотичный человек. А через неделю уже реальные вещи появились – мы действительно договорились. И России надо перерабатывать нефть – она будет перерабатывать на наших нефтеперерабатывающих заводах, чем больше, наверное, тем лучше, тем более что у нас продвинутые заводы. Им нужны высокооктановые бензины, ракетное топливо, которые мы делаем очень качественно. Они заинтересованы в том, чтобы мы поставляли это в том числе и в Российскую Федерацию. Владимир Ильич Семашко (В.И.Семашко – первый заместитель Премьер-министра) здесь присутствует − он вел эти переговоры. Он им прямо говорит: «Если доходность в России будет такая, как на Западе, зачем нам везти на Запад − мы продадим в России. Добро?» – «Добро». – «Давайте, чтобы не было неразберихи, на первый квартал – исходя из годового объема 23 миллиона тонн (договаривались, что переработка нефти будет примерно на 2 миллиона тонн больше, чем в прошлом году). За первый квартал утрясем все вопросы по балансам». Нет, тут, видите ли, послу захотелось высказаться... Ну, высказался…
Но я говорю: кто внимательно эти вопросы отслеживает, тот дал оценку высказываниям посла и его компетентности.
Не надо зацикливаться на этих вопросах. Иногда МИД и послы слишком мало знают о том, что происходит в реальных отношениях между государствами, особенно на самом высоком уровне.
Что касается Союзного государства. Могу коротко сказать, что ЕЭП, ВТО и прочее – это пока что урезанные экономические отношения, урезанные в экономическом отношении союзы. Нам в ЕЭП еще до 2015 года, пока появится этот экономический союз (как мы его будем называть вместо ЕЭП), надо пройти очень длинную дорогу. И если мы ее пройдем, то мы в Евразийском экономическом союзе не достигнем того уровня сотрудничества в экономике, который существует в Союзном государстве. Ведь в Союзном государстве мы и по правам человека, и по военным направлениям, и по сотрудничеству МИД, и по другим вопросам продвинулись и создали вообще целостные системы: как в одном едином государстве. В ЕЭП и Евразийском экономическом союзе мы в наше с вами время вряд ли подступимся к решению этих вопросов.
На последней встрече с Президентом России, обсуждая эту тему, я открыто, как вы мне, задал этот вопрос. На что Президент России (он не ожидал этого вопроса) мне сразу же перечислил: «Смотри, в отношениях между людьми мы сделали это, в оборонном пространстве мы сделали это, это, это… Когда, – говорит, – у нас еще это в ЕЭП будет…
Поэтому Союзному государству быть! Мы спокойно функционируем в его рамках. Да, у нас там нет каких-то неимоверных прорывных направлений. Наверное, мы еще к этому не подошли, не созрели для этого. А главное – вы еще не созрели для кардинальных решений, не говоря уже о российском обществе. Поэтому этих прорывов и нет. Они могут плохо закончиться. Пример тому − Евросоюз.
Поэтому я абсолютно спокойно смотрю на те процессы, которые происходят у нас в отношениях с российским государством в рамках строительства Союзного государства. Нам надо закрепиться на тех высотах, которые мы смогли взять. Может, мы, может, кто-то после нас, основываясь на этих достижениях, продвинется дальше. Но я все-таки надеюсь, что это будет в наше время.
Гусаченко С.: Спасибо.