Для электронной демократии в Беларуси не созрели условия
Для подготовки к следующим президентским выборам у белорусской оппозиции остается чуть более двух лет. Однако как стратегия, так и тактика политической борьбы пока неизвестны. Вроде бы все осознают, что необходимы консолидация и единая политика, направленная на избирателя. Но дальше дело не идет, и даже относительно механизма определения единого кандидата в рядах оппозиции нет согласия.
В последнее время на этом фоне стала популярна идея использовать российский опыт интернет-демократии. Мол, создание органа наподобие тамошнего Координационного совета оппозиционных сил позволит разрешить противоречия и объединить оппозицию. Но, очевидно, такой шаг вряд ли станет панацеей.
На данный момент создание Координационного совета или некой подобной структуры в Беларуси вызывает лишь одни вопросы: зачем, для чего и для кого?
Теоретически создание подобного органа позволяет объединить усилия и координировать действия, ведь по своей сути КС — это аналог парламента, в который белорусской оппозиции вход закрыт. Таким образом, на первый взгляд, такой совет позволит оппозиции выйти из гетто, приблизиться к проблемам избирателей и, вероятнее всего, стать более серьезной политической силой. Кроме этого, за счет привлечения общественности к деятельности Координационного совета появляется возможность увеличить число сторонников оппозиции.
Но проблема заключается в том, что любое подобное начинание разбивается о скалы белорусской реальности.
Разруха не в организациях, а в головах
Для Беларуси создание Координационного совета ныне — преждевременный шаг, заранее обреченный на провал. Этому есть несколько причин. Необходимо понимать, что для эффективного и рационального существования КС белорусской оппозиции необходимо подготовиться — сделать домашнее задание.
Так, одной из основных преград на пути реализации этой идеи является проблема консолидации оппозиции. Представители разных структур заявляют о готовности объединить свои усилия. Но все дело в том, что нет ни силы, ни стратегии, ни плана действий, вокруг которых возможно объединение.
Объединяться только лишь для общей вывески, не имея всего вышеперечисленного, нецелесообразно. Необходимы лидер и совместная платформа действий, вокруг которых сформируется сильная оппозиционная группировка.
Для того чтобы КС функционировал эффективно, нужны изначальный уровень доверия общественности и определенный запас силы у оппозиции. В противном случае процесс выработки общей платформы действий скатится к решению повседневных проблем и спорам вокруг целей и задач.
Стоит также отметить, что быть оппозиционным политическим лидером в Беларуси — дело неблагодарное. Но и эту проблему КС не решает.
Еще одной сложностью для Координационного совета в Беларуси является низкий уровень электоральной поддержки оппозиции. Для эффективной работы КС необходимо, чтобы он обладал определенной силой и авторитетом среди населения. Кроме того, важен сам интерес общества к этому институту. Многое зависит от персон, входящих в Координационный совет.
У белорусской оппозиции с обеспечением авторитета и наличием интереса у населения может случиться конфуз.
С одной стороны, согласно данным сентябрьского социологического опроса НИСЭПИ, электоральный рейтинг Александра Лукашенко находится на сравнительно низком уровне — 31,6%. При этом рост доходов населения в 2012 году не смог существенно повысить этот показатель. Если сравнивать с прошедшими годами, то этот факт является своеобразным парадоксом.
Но популярность политических оппонентов Лукашенко еще ниже, и намного. Отчасти это объясняется тем, что лозунги оппозиции не вполне отражают то, что волнует обычных граждан.
Такое положение дел влечет за собой еще одну проблему, а именно отсутствие у широкой общественности интереса к деятельности оппозиции, что подразумевает отсутствие интереса к деятельности Координационного совета. Добавим к этому неразвитость гражданского общества и незаинтересованность граждан участвовать в политической игре. В такой ситуации КС теряет свое значение как орган взаимодействия граждан и оппозиции.
Кроме того, велик риск, что создание Координационного совета в сегодняшних условиях может лишь отдалить оппозицию от общественных проблем в сторону решения своих собственных организационных вопросов и споров и распределению полномочий во вновь созданном органе. В России подобные проблемы возникли уже на первых стадиях работы.
Координационный совет — проект на будущее
Сама по себе идея создания некого органа электронной демократии для оппозиции интересна. Но успех нововведения зависит от того, насколько созрели условия.
В Беларуси ситуация такова, что Координационный совет не разрешит набившие оскомину проблемы, не погасит разногласия в оппозиционной среде, а в некоторых случаях и усугубит их. При нынешнем положении дел электронная демократия способна изменить ситуацию лишь в виртуальной Беларуси.
Никита БЕЛЯЕВ