Как Беларусь сотрудничает с НАТО. Особенно за деньги
21 декабря посольство Франции официально сложило с себя полномочия представительства НАТО в Беларуси и передало эти функции посольству Эстонии. В знак этого события посол Мишель Ренери провел символическую процедуру передачи с флага Североатлантического союза своему эстонскому коллеге Яаку Ленсменту.
Функции контактного посольства НАТО французская дипмиссия выполняла с 1 января 2011 года. В краткой речи посол Мишель Ренери сказал, что «мы стремились за прошедшие два года сделать как можно больше в расширении взаимоотношений альянса с Беларусью, но, к сожалению, не всегда это зависло от нас».
Посол Франции Мишель Ренери (справа) передает флаг НАТО
послу Эстонии Яаку Ленсменту
Более удачными, по словам дипломата, были проекты по распространению информации о роли и направлениях политики НАТО и мероприятия по линии партнерства и общественной дипломатии. В тоже время Мишель Ремери отметил, что, благодаря возможностям, предоставленным в рамках контактного посольства, представитель Министерства обороны Беларуси посетил с официальным визитом Францию.
Правда, дипломат не уточнил, кто из белорусских военных чиновников, когда и с какой целью посещал страну-члена НАТО. Впрочем, что касается сотрудничества блока с белорусским партнером, то зачастую стороны очень многое оставляют за кадром. При этом позиция НАТО выглядит более открытой в информационном плане.
Например, именно в штаб-квартире НАТО в Брюсселе корреспонденту Naviny.by сообщили, что с 2001 года Беларусь участвовала в 40 проектах по взаимодействию с НАТО, «засветилась» в 150 мероприятиях, а с 2004 года специалисты министерств обороны и по чрезвычайным ситуациям повышали свою квалификацию на 25 различных курсах.
Самым же значимым событием является присоединение Беларуси в 1995 году к программе НАТО «Партнерство ради мира». Более того, даже заметное ухудшение отношений после 2006 года, когда страны альянса осудили президентские выборы в Беларуси как не соответствующие международным стандартам, не стало для белорусских властей поводом повернуться к блоку спиной с фигой в кармане.
К 2007 году НАТО и Беларусь завершили первый целевой совместный проект, в результате которого было уничтожено около 700 тысяч противопехотных мин. А в 2009 году Беларусь выступила с предложением об организации железнодорожного транзита для стран, участвующих в Международных силах содействия безопасности (ИСАФ/МССБ) — группировке НАТО в Афганистане. Соглашение было достигнуто в 2010 году. Оно позволяет осуществлять железнодорожные перевозки так называемых нелетальных (не боевого значения) грузов по территории Беларуси, России, Казахстана и Узбекистана. Эта тема сотрудничества актуальна тем, что альянс запланировал до конца 2014 года свернуть боевую миссию в Афганистане. Первоисточником такой информации является именно НАТО. Белорусская сторона предпочитает молча скромно стоять в сторонке.
По окончании официальной части мероприятия в посольстве Франции, корреспондент Naviny.by поинтересовался у французского посла, почему, по его мнению, даже в рамках тех проектов, в которых Беларусь участвует давно, Минск не очень охотно это афиширует. Господин Ренери дипломатично заметил, что такие вопросы нужно задавать прежде всего белорусской стороне и посмотрел в сторону своих гостей в белорусской военной форме. Представители Министерства обороны Беларуси, естественно, не были уполномочены отвечать на такие вопросы. Не их уровень.
В то же время есть основания полагать, что и натовцы в части некоторых совместных проектов избрали тактику недоговаривания. Касается это и транзита грузов альянса из Афганистана через Беларусь. Помнится, всего два месяца назад в Брюсселе один чиновник НАТО утверждал, что это очень выгодный для Беларуси бизнес-проект. По его словам, было совместное обсуждение сторонами типов грузов и даже успели сделать несколько пробных транзитов через нашу территорию, но нет окончательных решений. казалось, что это не так.
По сведениям Naviny.by, грузы НАТО из Афганистана идут через Беларусь полным ходом уже два года. Значит — стороны договорились. Возможно, одной из договоренностей, по просьбе белорусского партнера, было решение эту сделку не предавать огласке. Проект чисто коммерческий, сумма, понятно, не разглашается, как и подробности трафика.
В то же время, как уже сообщалось, такого рода коммерческие проекты успешно реализуются с участием России. В частности, в Новосибирске на предприятии по производству вертолетов проходят учебные курсы по подготовке афганских техников. А в Ульяновске, например, для транзита грузов из Афганистана силами и на средства НАТО создается огромный логистический центр.
Россия не стесняется брать от блока миллионы долларов за услуги. А чего белорусские власти стесняются? Тут ведь, как говорится, только бизнес и ничего личного.
Виктор ФЕДОРОВИЧ