Властям предложат три варианта поправок в Избирательный кодекс
Поправки в Избирательный кодекс, внесенные Центризбиркомом в Администрацию президента, в очередной раз напомнили белорусским политикам о необходимости демократизации избирательного законодательства. Обычно об этой проблеме вспоминают только накануне выборов, когда бить в колокола уже поздно.
Сейчас — политическое межсезонье, ближайшие выборы — в местные советы — пройдут только в 2014 году. Поэтому самое время подумать о реформе избирательной системы. Так что если бы этих поправок не было, их стоило бы выдумать.
Другое дело, что поправки, предложенные ЦИК, вызвали бурю возмущения в оппозиционных политических кругах. Главной мишенью стало предложение фактически приравнять общественные объединения, имеющие более тысячи членов, к политическим партиям. То есть, дать им возможность выдвигать кандидатов в депутаты.
По мнению профессиональных политиков, это приведет к деградации политической системы как таковой.
Одним их первых недовольство высказал зампредседателя Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич. А представители еще ряда политических сил обсудили эти поправки во время круглого стола, состоявшегося в Минске 12 декабря.
Никто из участников дискуссии не сомневался, для чего инициаторам поправок нужна главная новация — для того, чтобы дать возможность провластным организациям типа «Белой Руси» и БРСМ возможность активнее участвовать в политическом процессе.
По мнению координатора кампании «За справедливые выборы» Виктора Корнеенко, в случае принятия предложенных Центризбиркомом поправок политическая система, о развитии которой после выборов заявляли многие, включая Александра Лукашенко, будет фактически уничтожена. И дело не только в том, что общественное объединение значительно легче зарегистрировать, чем политическую партию, как об этом говорил Олег Гайдукевич.
«Общественные объединения, в отличие от политических партий, могут получать зарубежную помощь. Общественные организации, в отличие от политических партий, могут иметь свои структуры на предприятиях. И они, таким образом, имеют больше возможностей участвовать в избирательном процессе, чем политические партии. Политические партии не смогут реально конкурировать с такими организациями, которые к тому же имеют возможность получить и бюджетное финансирование», — говорит Корнеенко.
С этим трудно не согласиться. Структуры общественных объединений типа «Белой Руси» и БРСМ финансируются из бюджета, имеют свои ячейки чуть ли не на каждом предприятии или в учебном заведении. Они составляют «идеологическую вертикаль» белорусской власти.
Преобразование таких структур в политические партии «откусило» бы у них реальную возможность контролировать настроения на производстве и в вузах, ведь партии не вправе создавать свои структуры на предприятиях и в учебных заведениях. Видимо, исходя из этого «Белую Русь» так и не преобразовали пока в партию власти по типу «Единой России», хотя разговоры об этом ходят уже давно.
А если к этим двум организациям добавить еще и четырехмиллионную (по утверждениям ее руководства) Федерацию профсоюзов Беларуси, и дать ей право участвовать в выборах? Политические партии, и так находящиеся на периферии электорального процесса, будут оттеснены еще дальше.
Впрочем, по прогнозу политолога и юриста Юрия Чаусова, поправки, расширяющие права общественных организаций, в Администрации президента будут отклонены.
«Эти поправки можно считать даже в чем-то либеральными, поскольку они дают поле для маневра не только властям, но и оппозиции. Зарегистрировать общественную организацию действительно проще. Кроме того, если членство в двух партиях одновременно запрещено, то членство в нескольких общественных объединениях допускается. И если разрешить общественными объединениям с количеством более тысячи человек регистрировать кандидатов в депутаты, это дает гораздо больше возможностей создавать коалиции, входить «и туда, и туда» членам разных партий и движений», — говорит Чаусов.
Также аналитик отметил, что, например, «Белорусскую христианскую демократию» власти отказываются зарегистрировать в качестве партии уже более пяти лет. «Однако сопредседатель оргкомитета по созданию партии БХД Георгий Дмитрук является председателем официально зарегистрированного общественного объединения «Христианская деловая инициатива». Если в него вступят все сторонники БХД, то это фактически является легализацией БХД», — полагает Чаусов.
По мнению политолога, Центризбиркому просто предложили внести в Избирательный кодекс изменения, направленные на исключение возможности бойкота или саботажа выборов, а там, «не разобравшись в реальном политическом состоянии», включили и такие спорные моменты. «Так что, скорее всего, эти поправки будут отклонены», — заявил Чаусов.
В том же, что оппозиции напомнили о ее же требованиях реформирования избирательного законодательства, Чаусов видит положительный момент.
«Все видели апатию электората во время парламентской кампании. Люди понимают: что-то в выборах не так. То, что они видели на избирательных участках: недопуск к подсчету наблюдателей, то, что члены комиссии не знают об общих результатах на своем участке и так далее, — все это входит в когнитивный диссонанс в мозгах избирателя с тем, что он видит по телевизору. Люди понимают, что в белорусской избирательной системе есть серьезные недостатки, поэтому предложения о большей прозрачности избирательного процесса со стороны оппозиции пользуются сейчас общественной поддержкой», — считает Чаусов.
Так что сейчас, по его мнению, самое время требовать реформы Избирательного кодекса.
Во время круглого стола представители оппозиции приняли еще одно решение: потребовать из Центризбиркома проект разработанных им изменений в избирательное законодательство и направить его на экспертизу в БДИПЧ ОБСЕ.
Дальше, по мнению Чаусова, «если между Европой и Беларусью будут сняты основные противоречия, например по политзаключенным, то мы можем прийти к ситуации 2008-2010 годов, когда оппозиция направляет свои предложения по изменению избирательного законодательства в БДИПЧ, а БДИПЧ уже направляет их властям Беларуси».
Представители оппозиции договорились разработать свой законопроект изменений в Избирательный кодекс до 1 января 2013 года. Также свои изменения в избирательное законодательство готовит и ЛДП.
При этом ЛДП не собирается входить в рабочую группу по изменениям в Избирательный кодекс, которую формирует оппозиция.
«Эта оппозиция уже много лет предлагает одно и то же, переливает из пустого в порожнее, и мы просто не верим в то, что она способна что-то сделать. Поэтому мы сами намерены разработать свои изменения в избирательное законодательство, и эта работа уже идет», — заявил зампредседателя ЛДП Олег Гайдукевич.
Так что в скором времени у власти появится три варианта изменений правил проведения выборов: от ЦИК, от оппозиции и отдельно от ЛДП. Будет из чего выбирать.
Сергей ПУЛЬША