Официальный Минск бросил вызов Организации объединенных наций
Последние месяцы ознаменовались обильной критикой в адрес белорусских властей по вопросу соблюдения прав человека. Казалось бы, ничего необычного, но теперь на недостатки официальному Минску стали указывать не только в Варшаве, Брюсселе или Вашингтоне, а в самой представительной международной организации — ООН.
В апреле был опубликован доклад верховного комиссара по правам человека, в котором достаточно подробно описывалась ситуация в Беларуси после событий 19 декабря 2010 года.
В июле, на заседании Совета по правам человека ООН, была принята критичная резолюция в отношении белорусских властей и учрежден пост специального докладчика по правам человека по Беларуси.
Позже на эту должность был назначен представитель Венгрии Миклош Харашти. Белорусские власти учрежденный мандат не признали и от сотрудничества с докладчиком отказались.
Для понимания серьезности принятых мер стоит упомянуть, что такой же мандат был учрежден по Мьянме, Ирану, Северной Корее, Сомали, Гаити и еще ряду государств со специфическим имиджем. Сама Беларусь уже была в этом «элитном» клубе с 2004 по 2007 год.
«Происки» Ботсваны и Буркино-Фасо
По мнению юриста Елены Тонкачевой, председателя правления Центра правовой трансформации Lawtrend, «отказ от сотрудничества — это демарш и, по сути, односторонний отказ от следования специальным механизмам ООН». Следствием этого, подчеркивает эксперт, является «неисполнение принятых на себя Республикой Беларусь международных обязательств».
Экс-судья Конституционного суда, доктор юридических наук Михаил Пастухов считает такое поведение белорусских властей странным и неоправданным. «Противодействовать выполнению уставных целей и задач ООН, ее структурных подразделений — открытый вызов этой организации», — уверен эксперт.
Кроме того, ООН — эта всемирная организация. Здесь не получится все списать на происки западных стран. За введение поста спецдокладчика для Беларуси голосовали и такие государства, как Чили, Коста-Рика, Мальдивские Острова, Иордания, Ботсвана, Перу, Буркина-Фасо.
По мнению Михаила Пастухова, демарш белорусских властей ведет к дальнейшей изоляции страны: «Это серьезно подпортит имидж Беларуси и затруднит ее сотрудничество с другими странами».
Случай Ковалева: Комитет ООН взывал напрасно
Одним из недавних дел, рассмотренных Комитетом ООН по правам человека (орган, который, в отличие от Совета ООН по правам человека, рассматривает индивидуальные жалобы), стал случай Владислава Ковалева, которого белорусский суд признал виновным в совершении террористического акта в минском метро 11 апреля 2011 года.
Комитет ООН обратил внимание на ряд серьезных нарушений во время следствия, суда и в связи с исполнением смертного приговора.
Пока дело рассматривалось в ООН, обоих фигурантов дела — Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова приговорили к расстрелу. Комитет послал запрос об отложении исполнения наказания на период рассмотрения жалобы. Однако в марте 2012 года осужденных расстреляли.
Белорусские власти официально отказались от сотрудничества по делу Ковалева с Комитетом по правам человека, отправив напоследок в ООН запись фильма «Метро», ранее показанного по государственному телевидению (ссылка на этот факт содержится в официальном тексте решения Комитета по правам человека ООН).
Пакет от независимых экспертов
По мнению Елены Тонкачевой, отказываться от сотрудничества с ООН крайне нерационально: «Диалоговая форма и ведение взвешенной коммуникации может работать на исправление ситуации, на дипломатический выход из сложившейся после 19 декабря 2010 года зоны критики».
Требование соблюдать права человека не должно восприниматься властью как нечто опасное. Группа экспертов «Европейского диалога о модернизации с Беларусью» разработала предложения, которые помогли бы правительству смягчить ситуацию в этом вопросе.
Как подчеркивает Михаил Пастухов, «наши предложения умеренные и могут быть реализованы в ближайшее время». Речь идет о модернизации судов и правоохранительных органов.
В частности, предлагается введение новых специализированных судов — по делам несовершеннолетних и по административным спорам, учреждение суда с участием присяжных заседателей, наделение граждан правом напрямую обращаться в Конституционный суд.
В системе МВД предлагается сократить штаты, увеличить число гражданских служащих, а Департамент исполнения наказаний передать в подчинение Минюсту.
Большое внимание эксперты уделяют модернизации действующей пенитенциарной системы, улучшению условий пребывания в местах лишения свободы, обеспечению международных стандартов обращения с заключенными.
Пока наработки независимых экспертов властью игнорируются. «Несмотря на то, что реализуется некая программа модернизации госаппарата, МВД, судов, высокие должностные лица делают вид, что ничего не знают о предложениях, исходящих от представителей гражданского общества», — с сожалением констатирует Михаил Пастухов.
Диалог с гражданским обществом и зарубежными партнерами о модернизации в сфере прав человека несомненно помог бы официальному Минску разблокировать западный вектор внешней политики, нормализовать отношения с Европой. Но власти, по мнению независимых экспертов, считают компромиссы проявлением слабости и к тому же опасаются, что уступки в перспективе способны расшатать политический режим.
Артем ШРАЙБМАН