Власть оказывает большое влияние на ситуацию в оппозиции – белорусский эксперт
Найти социально-культурную альтернативу для современной Беларуси попытались участники 5 Конгресса новой белорусской диаспоры Европы и США, состоявшегося в столице Эстонии. В Таллин съехалось около 50 представителей России, Украины, Литвы, Польши, Германии, Чехии, Бельгии, Нидерландов, Эстонии, Испании и Беларуси. Организаторами выступили белорусское сообщество «Третий Путь», и эстонская организация «ValgaveneUusTee». Встреча была посвящена обсуждению сложившейся ситуации в оппозиционных движениях Беларуси, их возможности взаимодействия с коллегами из сопредельных стран.
В частности, острая дискуссия развернулась вокруг деятельности, так называемых, «новых оппозиционных лидеров», появившихся в ходе массовых митингов, проходивших с декабря 2011 года по всей России. Мнения разделились.
«Не было 45 тысяч на митингах в Москве, не было, - считает лидер сообщества "Третий Путь" Павел Морозов (Беларусь). - Только тогда, когда разрешили, санкционировали эти 45 тысяч, они и собрались. Люди пошли тогда, когда во главе протеста встали шоу-личности, такие, например, как Ксения Собчак, когда это приобрело налет моды. Вроде можно, не страшно и красиво. И только тогда, когда в этих протестах исчезла необходимость».
По мнению эксперта, это не значит, что протестные настроения угасли. Они сохраняются у определенной группы населения и сейчас. «Просто имеет смысл всегда канализировать протест. Ну, через кого сливать? Кто такие Удальцов или Лимонов? Национал-большивики, акаэмовцы? Вот через них. А что представляет из себя, например, товарищ Удальцов для Беларуси? Он тот, чьи ребята из АКМ бегают и поганят могилы наших дедов в Куропатах. Кто вообще не признает Беларусь и ее право на самостоятельное развитие. Кто водит дела с сомнительными полукриминальными деятелями из Грузии. Очень сомнительный тип" – убежден Павел Морозов.
По мнению же директора НГО "Центр политического образования" Натальи Давыдовой (Украина), думать, что есть идейные «хорошие» митинги, и есть плохие, мотивированные деньгами, романтично в принципе. «На самом деле, даже во время «оранжевой» революции поначалу люди боялись выходить на площадь. Поэтому нельзя четко утверждать, какая часть из этих 45 тысяч человек вышла защищать идею, а какая отрабатывать ресурсы», – считает она.
Не осталось в стороне от критики и внутренняя политика трех стран Беларуси, России и Украины. В рамках сессии, посвященной сравнительному анализу методов манипулирования и репрессий, эксперты дали исчерпывающие комментарии основным общественно-политическим событиям уходящего 2012 года.
Так, по мнению сопредседателя общественной организации "Белорусский дом в Варшаве" Алеся Зарембюка (Польша), власть очень хорошо реагирует на то, что происходит в обществе. «Власть проводит исследования, она знает картину, осведомлена о том, что происходит. Хотя бы мы видим это по тому, что было 2011 году, когда был кризис, когда имело место, согласно всем независимым соцопросам, большое недовольство властью, но из этого ничего не вышло», - полагает польский эксперт.
В России и Беларуси объективно оппозиция имеет дело со слабым гражданским обществом и сильным государством. Власть, прямо или косвенно, оказывает очень большое влияние на ситуацию в оппозиции. «Отсюда и проблемы с имиджем, отсюда и проблема стратегии. Возникает такой синдром, когда определенная часть электората вроде против действующей власти, но и оппозицию не поддерживает», - констатировал Павел Морозов.
Особое внимание было уделено выработке подходов для повышения эффективности действий оппозиции. Было принято решение максимально использовать механизм влияния на граждан через разработки альтернативных программ экономического, политического и культурного развития Беларуси.
В ходе дебатов поступило предложение в полной мере использовать возможности Интернета в целях демократизации Беларуси. В частности, впервые прозвучала идея создания белорусского «интернет-парламента» как эффективного органа репрезентации общественных интересов, который бы не только артикулировал темы, волнующие общество, но и влиял на ситуацию в оппозиции, консолидируя ее.
«Многие в Беларуси отвыкли от реальной конкуренции в политике, ярких дебатов, острых тем. В оффлайне это невозможно по вполне понятным причинам. Интернет-выборы, как процесс с ярким позитивным результатом, - это то, что надо в этой ситуации!», - считает организатор мероприятия Павел Морозов.
Конгрессы новой белорусской диаспоры проходят с 2007 года. Встреча в Таллине стала пятой по счету. Цель Конгресса – лоббирование белорусских интересов за границей, поддержка родной культуры и языка, консолидация молодого поколения белорусов, а так же организация и проведение информационных образовательных проектов.
21.by