Белорусская стабильность — русло без реки
20.11.2012 10:30
—
Новости Политики
12 ноября на встрече со студентами Белорусского государственного экономического университета Александр Лукашенко сделал ряд заявлений, суть которых можно свести к нежеланию официального лидера осуществлять серьезные и значимые реформы.
Было сказано о сохранении государственного регулирования экономики и забюрократизированного порядка приватизации, неизменности внешней и внутренней политики.
Однако есть ли у белорусской власти необходимые ресурсы, чтобы позволить себе отказаться от реальной модернизации? Состояние экономики, внешней и внутренней политики говорят об исчерпанности модели «белорусского чуда».
Внутренний застой
«Мне надо укрепить свое государство и внешне, и внутренне», — заявил Александр Лукашенко. Трудно представить себе, что еще в принципе можно сделать для этого самого «внутреннего укрепления».
Самым заметным достижением белорусской власти за 18 лет стала полная зачистка политического поля. Политическая оппозиция находится, пожалуй, в самом раздавленном состоянии за всю современную историю страны.
Недавняя абсолютно вялая парламентская кампания сопровождалась практически полным безразличием населения к предлагавшейся оппозицией стратегии бойкота и популистским программам провластных кандидатов.
Рейтинг самого Александра Лукашенко, по оценкам НИСЭПИ, после скачков 2010-2011 годов прочно закрепился в зоне 30-35%. Теперь даже улучшение или ухудшение экономического положения едва ли способно его серьезно поколебать.
Все говорит о том, что население окончательно утратило всякий интерес к политической жизни. Власть явно перестаралась с закручиванием гаек. Внутриполитический ресурс исчерпан на долгие годы вперед.
Оживить апатичное население не способны ни косметические реформы избирательной системы, ни разговоры о грядущей политической модернизации. Настроения в обществе все больше напоминают времена брежневского застоя.
Серые внешнеполитические перспективы
В то же время отношения с Европой практически заморожены из-за нежелания белорусской власти идти на уступки. В условиях априори неравноправной интеграции с Россией в рамках Евразийского союза Лукашенко оказался лишен своего самого значительного козыря — внешнеполитических «качелей».
А размораживать отношения Евросоюз не спешит. По мнению аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS) Андрея Елисеева, «отказ от санкционной политики без выполнения Беларусью основного условия — освобождения политзаключенных — не представляется вероятным в ближайшей перспективе».
Но теперь, похоже, даже привычные страшилки про «танки НАТО под Смоленском» не будут действовать на Москву. С приходом в российское правительство прагматичной командыДмитрия Медведева в отношениях братских народов все меньше эмоций и все больше сухой экономики.
Рассчитывать на экономическую помощь Москвы без значимых приватизационных уступок, которым Лукашенко сопротивляется изо всех сил, больше не стоит. Время «нефти и газа в обмен на поцелуи» безвозвратно ушло.
Андрей Елисеев видит серьезные экономические риски во внешнеполитической неуступчивости Минска: «Беларусь рискует оказаться в особо неприятной ситуации, когда внешние ресурсы будет недоступны ни с одной стороны — например в виде четвертого транша кредита ЕврАзЭС, ни с другой — в виде программы МВФ».
Грядут серьезные экономические проблемы
А экономическая помощь может понадобиться достаточно скоро. Экономист Ярослав Романчук полагает, что «Беларусь может остаться в колее мягкой рецессии, от которой хронически будет пытаться избавляться внешними кредитами». Кстати, возврат уже набранных долгов в следующем году потребует, по оценкам экспертов, привлечения новых займов.
Появились серьезные проблемы с платежным балансом после прекращения реэкспорта растворителей, разбавителей и смазочных материалов. И если от возмещения пошлин в российский бюджет белорусские власти, похоже, смогут отбиться (все-таки нашли дыру в правовом регулировании), то больше таких поблажек Россия точно не даст.
Естественным ресурсом в таких условиях является приватизация государственных активов. Но отдавать рычаги власти, пусть пока и экономической, иностранным (читай — российским) олигархам не по нраву белорусскому президенту. А от номенклатурной приватизации больших денег казна не получит.
Что касается обменного курса, то, по мнению Ярослава Романчука, «ситуация в 2013 году будет неблагополучна в связи с резко возрастающим бременем обслуживания внешних долгов, а также с предсказуемым ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры». Здесь эксперт имеет в виду прогнозируемое падение цен на нефтепродукты как результат общеевропейской рецессии.
Без модернизации не обойтись
Пожалуй, впервые за последние десятилетия белорусская власть дошла до ситуации, когда ее многообразные ресурсы действительно близки к истощению.
Раньше проблемы с Европой можно было решить квазилиберализацией. Проблемы во внутренней политике решались благодаря элементарному директивному повышению зарплат. А проблемы экономические власть могла преодолеть с помощью соседней России, лишь немного поиграв на струнках братской любви или стратегических интересов.
Теперь же как будто одновременно закрылись все краны и бассейн белорусской стабильности начал стремительно высыхать.
Робкую попытку кинуть спасательный круг сделал Брюссель, предложив «Европейский диалог о модернизации», причем сделав это безо всяких предварительных условий. Но власть отвергает любые советы классово чуждых ей европейцев.
Президент регулярно заявляет, что высокие посты во власти занимать должны только «государственники». Однако порой кажется, что именно государственного мышления сегодняшней власти недостает. И те, кто громко разглагольствует о защите интересов народа, могут оставить страну у разбитого корыта.
Артем ШРАЙБМАН