Реформа избирательного законодательства: власть строит потемкинские деревни
Глава ЦИК Лидия Ермошина 6 ноября сообщила корреспонденту БЕЛТА, что законопроект о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс уже готовится юристами Центризбиркома. Если разобраться, то предложения ЦИК говорят скорее о готовящейся имитации реформ, чем о реальной модернизации.
Придется агитировать за свой счет
Среди объявленных реформаторских идей — предложение снять ограничения с размеров избирательных фондов кандидатов и полный уход от бюджетного финансирования предвыборной кампании.
Политический обозреватель Павлюк Быковский считает позитивным предложение по снятию ограничений с размеров избирательных фондов.
«В то же время, опыт последних президентских и парламентских выборов показал, что лишь незначительная часть кандидатов в принципе создают фонды», — отмечает эксперт. Мешает сложная бюрократическая процедура и физическая нехватка времени на ее выполнение.
Однако на этом планы ЦИК не заканчиваются. Лидия Ермошина заявила: «Если кандидат идет на выборы, он сам должен думать, откуда брать деньги. Это общемировая практика, а у нас до сих пор социальная кампания».
Только приобщение к этой «общемировой практике» в белорусских условиях рискует принести новые проблемы оппозиционным кандидатам. Возникает вопрос: откуда они возьмут необходимые финансовые средства?
Разумеется, легализовать зарубежную денежную помощь власть им не позволит. А найти источники финансирования внутри страны непросто. «Жертвовать бизнесу деньги на провластного кандидата легко и приятно, а вот на оппозиционного — боязно», — считает Павлюк Быковский.
Собеседник БелаПАН делает вывод: «В теперешних условиях польза от новации будет, скорее всего, для правящего режима». Даже если смелые спонсоры найдутся, то власть получит бесценную базу данных — список предпринимателей, сочувствующих оппозиции.
Бесполезный совещательный голос
Новеллой стало заявление Лидии Ермошиной о необходимости предусмотреть институт члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса для окружных комиссий. Такое право получат представители партий, не получивших мест с решающим голосом.
Политолог Юрий Дракохруст напоминает, что такой опыт уже испробован на уровне ЦИК. И никаких значимых результатов это не дало. Та же участь ждет окружные избиркомы.
По мнению эксперта, «белорусские электоральные «чудеса» происходят на уровне участковых комиссий, окружные комиссии получают уже готовые бюллетени с результатами».
Наделение оппозиционеров правом совещательного голоса на таком малозначительном уровне ничего, кроме незначительного шума, белорусским выборам не добавит. Но власть может попытаться использовать это как очередной аргумент в пользу легитимности выборов, считает политолог.
Что получит страна от этого шага — непонятно. Зато точно ясно, в чью сторону направлен жест. «Адресат этих новаций — безусловно, в первую очередь, Запад», — уверен Юрий Дракохруст. Мол, вы нас в своих отчетах критикуете, а мы реагируем, реформы проводим.
Видимость плюрализма
Ну и, пожалуй, самым громким предложением, которое готовится сделать ЦИК, является наделение республиканских общественных объединений численностью более тысячи человек правом выдвигать кандидатов в депутаты.
Первое, что приходит в голову — авторы реформы подготавливают трамплин для восхождения на олимп откровенно провластного РОО «Белая Русь», члены которого по итогам сентябрьских выборов получили 57% мест — 63 мандата в Палате представителей.
На недавнем съезде «Белая Русь» решила повременить с преобразованием в партию (а точнее, не было отмашки с самого верха, убеждены независимые обозреватели). Политолог, специалист по изучению элит Андрей Казакевич считает, что у «Белой Руси» есть два пути развития.
«Первый путь — создание полноценной партии власти, способной подменить или в значительной степени потеснить властную вертикаль. А вторая модель — создание промежуточной, запасной структуры», — считает политолог.
Во втором случае, по мнению эксперта, «Белая Русь» будет работать как «БРСМ для взрослых», выполняя функции мобилизации и рекрутирования кадров для различных политических кампаний.
Но предлагаемые поправки в Избирательный кодекс не имеют особого значения для «Белой Руси», уверен Андрей Казакевич. Так, по его словам, «получить регистрацию в качестве кандидатов члены «Белой Руси» могли безо всяких проблем; несложно собрать тысячу подписей граждан, используя административный ресурс».
Но не стоит забывать, что в Беларуси есть и другие общественные объединения — пчеловодов, ветеранов, женщин и так далее. Используя эти лояльные структуры для выдвижения кандидатов, власть может одновременно сделать парламент более пестрым для западного глаза и избежать попадания туда реальных оппонентов.
Начало новой игры?
Белорусское руководство, судя по всему, выбрало свой традиционный путь «политической модернизации». Набор декоративных изменений в очередной раз призван прикрыть нежелание осуществлять хоть сколько-нибудь серьезную реформу избирательной системы.
Ни слова не сказано о совершенствовании процесса формирования избирательных комиссий на самом важном уровне — участковом. Нетронутой останется архаичная система массового «добровольно-принудительного» досрочного голосования. Наблюдателей не станут подпускать к подсчету голосов. А столь нужный для развития партий переход на пропорциональную избирательную систему всерьез даже не обсуждается.
Вполне очевидным выглядит тот факт, что рассчитаны эти реформы на реакцию Запада. Возможно, это своеобразный ответ на инициативу «Европейский диалог о модернизации с Беларусью», возможно — попытка отделаться малой кровью: не выпускать политзаключенных и все-таки разморозить западный вектор.
Но, как подчеркивает Юрий Дракохруст, «в такой деликатной сфере, как выборы, белорусская власть может предложить в ответ на пожелания Запада только «потемкинские деревни» большей или меньшей красоты».
Разработкой нового законопроекта власть пытается продать как глубокую реформу очередное укрепление своих внутренних позиций на фоне смены декораций. При теперешнем настрое Европы эта попытка обречена.
Артем ШРАЙБМАН