В эпицентре главных событий недели в нашей стране было открытие Президентом новых станций минской подземки.
В эпицентре главных событий недели в нашей стране было открытие Президентом новых станций минской подземки.
Наш корреспондент Иван Михайлов убедился, что в этом единодушны как минчане, так и те, кто стоял у истоков столичного метро. Миллион и ни одним жителем меньше. Во времена Советского Союза подход к вопросу "Достоин город метро или нет?" был довольно прост. Только миллионники могли рассчитывать на то, что самый прогрессивный на то время вид городского транспорта доберется до них. Послевоенный Минск явно не дотягивал, но индустриальная революция сделала свое дело. В 1972 году в белорусской столице родился миллионный горожанин. Эти кадры были сняты в июне 1977 года. Именно тогда со станции "Парк Челюскинцев" начала писаться история белорусского метро. Это сейчас кажется, что его наличие - вещь сама собою разумеющаяся. Но в те годы Беларусь все еще послевоенная. В подтверждение вот эти кадры - бок о бок с метростроевцами работают минеры. Работы по возведению Московской линии подземки длились вплоть до 1984 года. За это время были построены 7 станций. К работе по их оформлению подключают лучших художников страны. Уже тогда было решено - станции белорусского метрополитена будут не просто бункерами под землей, что зачастую можно встретить во многих странах мира. Метро в Беларуси - больше чем метро. Это скорее архитектура, искусство и история. Станция "Площадь Якуба Коласа". Плод трудов молодых художников Геннадия Жарина и Юрия Богушевича. Одна из самых красивых и оригинальных. Художественная тема - белорусское народное творчество. Это кадры из документального фильма киностудии "Беларусьфильм" "11 быстрых минут". Два молодых художника Геннадий Жарин и Юрий Богушевич рассказывают, что их вдохновило на создание станции в том виде, в каком она предстала перед нами.
(Юрий Богушевич, художник-монументалист, оформитель станции "Площадь Якуба Коласа")
С тех пор прошло 28 лет. Теперь художники вспоминают о тех временах с ностальгией, хотя далась станция непросто. Многие из задумок пришлось в буквальном смысле слова отвоевывать у архитекторов. Правда, позже работу оценили во всем Советском Союзе.
(Юрий Богушевич, художник-монументалист, оформитель станции "Площадь Якуба Коласа")
(Геннадий Жарин, художник-монументалист, оформитель станции "Площадь Якуба Коласа")
Настоящего признания заслужили многие станции белорусского метро - и "Площадь Победы", где колонны с расширяющимися капителями, это арки Победы, а искрящаяся люстра - ее символ. Это и "Купаловская", со стенами из прозрачного цветного художественного стекла с подсветкой изнутри и лиричностью, характерной поэзии Янки Купалы. Чуть позже появилась "Молодежная", где в тон названию световод создает эффект перетекания пространства и движения. Дизайн минских станций всегда шел в ногу со временем. От сталинского ампира в центре города, где и на поверхности стоят здания соответствующие, до легких форм с большим количеством света и хай-тека на окраинах, где стоят здания современные из железа и бетона. Это станция "Грушевка". Одна из трех новых станций, открывшихся на этой неделе. Место паломничества многих минчан. Попав на нее, складывается ощущение, что ты находишься за городом на природе. Знаменитая груша у входа на перрон - любимое место для фото на память. Работа художника Максима Петруля, который, к слову, вырос в этом районе.
(Максим Петруль, скульптор, оформитель станции "Грушевка")
А это станция "Петровщина". Одна из трех новых, открытых на этой неделе. Про нее можно сказать одним словом - космос. В прямом и переносном смыслах. Над платформой - звездное небо. Говорят, что в ожидании поезда на нем можно рассмотреть знаки зодиака. Именно эта станция выбрана местом проведения церемонии запуска нового участка метрополитена. На открытие лично приезжает Президент страны. Чуть позже Глава государства по достоинству оценит работу и метростроевцев, и художников. А пока тема транспортного обеспечения. Мэр Минска докладывает о развитии сетей городских электричек. Вскоре откроются 2 новые линии, ведь пока единственная ныне действующая, говорит Николай Ладутько, прекрасно себя зарекомендовала. Доложил Президенту мэр и о перспективах расширения сети метро в Минске. В следующем году завершится строительство юго-западного направления - откроется станция метро "Малиновка". Появится в Минске и третья ветка - она для начала соединит три площади - Юбилейную, Богушевича и Привокзальную. Работы начнутся уже в августе следующего года. Опыт белорусских метростроевцев бесценен и им уже заинтересовались в Москве, пригласив участвовать в строительстве подземки российской столицы. Александр Лукашенко инициативу поддержал.
(Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь)
Далее Александр Лукашенко общается с метростроевцами, которые собрались на церемонию открытия станций. Глава государства благодарит специалистов за работу и спускается на перрон станции "Петровщина". Глава государства внимательно рассматривает интерьер и остается доволен увиденным.
(Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь)
Затем Александр Лукашенко садится в поезд и отправляется на другие 2 построенные станции. Первая на пути - "Михалово". Станция уникальная. В первую очередь из-за размеров. Вместо обычных 230 метров длина перрона здесь всего 130. Зато станция широкая - 14 метров против 10. Затем Президент направляется на уже знаменитую "Грушевку". И та, и другая станция производят впечатление на Главу государства.
(Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь)
В Беларуси от наследия и традиций не отказываются. Подарок в виде трех новых станций подземки, как это было в советские времена, был преподнесен к 7 ноября. В этот день на них приезжали просто на экскурсию. Самый яркий показатель того, что метро понравилось, это когда поезд приезжает, а в него почти никто не садится.