Россия и США втягивают Беларусь в свой противоракетный спор
24.10.2012 18:18
—
Новости Политики
И Польша, и Беларусь рискуют стать заложниками противоречий ядерных держав по вопросу ПРО.
Согласно недавней публикации в Gazeta Wyborcza, руководитель Бюро национальной безопасности (БНБ) генерал Станислав Козей заявил о намерении правительства Польши вложить от 10 до 14,1 млрд. злотых (3,2-4,5 млрд. долларов) в создание собственной противоракетной обороны. Она должна войти в качестве компонента в состав европейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО). Последняя, по сути дела, должна стать передовым рубежом ПРО США.
По данным БНБ Польши, ее система ПРО будет модульной и мобильной, чтобы ее можно было перебросить на горячие направления. Польская ПРО задумывается как часть натовской системы ПРО и будет передаваться под командование альянса в случаях серьезных кризисов.
Финансирование строительства польской ПРО будет осуществляться из средств военного бюджета страны в 2013-2023 годах. Согласно прогнозу правительства, в эти годы ежегодный прирост оборонного бюджета Польши будет составлять 0,9-1,6 млрд. злотых в зависимости от увеличения ВВП страны. Как ожидается, военные расходы Польши за десять лет вырастут с 32 до 45,5 млрд. злотых.
По словам Козея, инвестиции в собственную ПРО являются лучшим способом защититься от ракетного шантажа со стороны России. В Варшаве считают, что страна такому шантажу уже подверглась, когда Москва пригрозила начать размещение оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер» в Калиниграде в ответ на размещение элементов ЕвроПРО на польской территории.
Напомним, что в соответствии с планами, разработанными по указанию администрации Джорджа Буша-младшего, в рамках ЕвроПРО предполагалось разместить 10 противоракет в Польше, а также радар в Чехии. Сменивший Буша в 2009 году Барак Обама внес серьезные коррективы в архитектуру ПРО в Европе, а работы по ее созданию были разделены на четыре этапа.
В конце мая 2012 года генсеком НАТО было заявлено о запуске первой фазы системы ПРО в Европе. Намечено, что после выполнения всех мероприятий позиции системы ЕвроПРО будут размещены на территории ряда стран, включая Польшу, Румынию, Чехию, Турцию, Нидерланды и Испанию. Варшаву предполагается подключить к системе на третьем этапе в 2018 году, разместив на ее территории мобильные батареи противоракет SM-3.
В 2020 году эти противоракеты планируется заменить на более совершенные, способные защищать территорию стран НАТО не только от баллистических ракет средней и меньшей дальности, но и ракет межконтинентального класса. В качестве потенциальных источников ракетной угрозы в официальных документах альянса значатся Иран и КНДР.
Но в Кремле этому категорически отказываются верить, опасаясь, что система ЕвроПРО нацелена против России. После очередного отказа США предоставить Москве юридические гарантии ненаправленности этой системы против российских сил ядерного сдерживания, 23 ноября 2011 года тогдашний президент России Дмитрий Медведеввыступил с жестким телеобращением к США и НАТО. Он заявил о намерении предпринять комплекс асимметричных мер противодействия военно-технического и дипломатического характера.
В качестве одной из таких мер, в частности, и декларировалось размещение ракетных комплексов «Искандер-М» в Калининградской области. Примечательно, что за несколько дней до выступления Медведева в ряде СМИ (со ссылкой на неназванный военно-дипломатический источник в Москве) появились сообщения о планах руководства России разместить ОТРК «Искандер» также в Краснодарском крае и Беларуси.
И хотя впоследствии эта информация не получила подтверждения из уст высшего руководства, многие авторитетные политологи и военные эксперты, не связанные обязанностями госслужбы, заявили о высокой вероятности появления «Искандеров» в западных регионах Беларуси.
Более того, они высказали предположение, что в случае обострения ситуации на территорию Беларуси может выдвинутся выдвинуться одна из оснащенных ракетными комплексами «Искандер-М» российских бригад, формирование которых сейчас происходит.
Другое дело, что Москва пока намерена действовать на собственной территории, сказал тогдашний председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев. Но, добавил он, все изменится, когда ситуация с ЕвроПРО станет «необратимой».
Подтверждением того, что аналогичной позиции намерено придерживаться и руководство Беларуси, можно считать высказывания по этому поводу Александра Лукашенко на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ 23 декабря 2011 года. Тогда белорусский лидер выразился в том духе, что если «надо будет для обороны наших общих интересов, белорусы всегда пойдут на то, чтобы защитить свою страну и своих союзников...».
В данном контексте обращает на себя внимание то, что Государственной программой вооружения белорусской армии до 2015 года уже предусмотрено начало перевооружения 465-й ракетной бригады на ОТРК «Искандер-Э», дальность которых, правда, в 1,8 раза меньше, чем базовой версии «Искандер-М». Перевооружение должно завершиться к 2020 году. Как раз ко времени полной сдачи в эксплуатацию ЕвроПРО.
Насколько можно понять, именно все эти заявления и сочли в Варшаве проявлениями «ракетного шантажа». Тем более что система ЕвроПРО не предусматривает защиту Польши от «Искандеров». Очевидно, именно это обстоятельство и стало причиной заявления польского президента Бронислава Коморовского о том, что Варшава должна создать свою систему противовоздушной и противоракетной обороны, которая будет интегрирована в натовскую систему.
Более того, как считает Коморовски, безропотное (не учитывающее собственные интересы Польши) участие в планах создания национальной ПРО США, которые с приходом в Белый дом Барака Обамы были пересмотрены, является политической ошибкой. Польские власти просчитались, когда согласились на предложение США относительно размещения объектов американской ПРО без учета риска, связанного со сменой президента.
И тем не менее, полагают аналитики, даже создание собственной ПРО вряд ли сможет защитить Польшу в случае применения против нее ракетного комплекса «Искандер». Одной из главных особенностей этого ОТРК является применение специального комплекса средств поддержания заданной траектории полета и прицеливания, состоящего из автономной инерциальной системы управления, сопряженной с российскими и американскими глобальными системами спутниковой навигации (ГЛОНАСС, NAVSTAR), и головок самонаведения различных типов.
Причем «Искандер» может использоваться не только в режиме сопряжения с внешними системами разведки и управления, когда информация об объекте поражения передается со спутника, самолета-разведчика или беспилотного летательного аппарата. Целеуказание может быть получено со специальной общевойсковой разведывательной машины, от солдата-корректировщика артиллерийского огня или с фотоснимка местности, который прямо на боевой позиции через сканер вводится в бортовую вычислительную машину ракеты.
Непосредственное же наведение на цель осуществляется малогабаритной головкой самонаведения. Ее сверхчувствительный датчик в режиме оптоэлектронного и (или) радиолокационного сканирования при любом состоянии атмосферы прощупывает местность на конечном участке полета, отраженный сигнал преобразуется в цифровую форму и в бортовой ЭВМ сверяется с эталонной электронной картой. Это позволяет ракете на дальности 280-500 км (в зависимости от модификации) поражать цель, ограниченную семиметровым кругом.
При этом важно, что ракета не движется к цели по баллистической траектории, а управляется на протяжении всего полета, который проходит на высоте 50 км. На его начальной стадии — газодинамическими рулями, затем, после набора скорости, аэродинамическими. Ракета выполняет резкие маневры (в том числе и с изменением плоскости полета) c перегрузкой в пределах от 20 до 30 g как сразу после старта, так и при подходе к объекту поражения.
Применение технологий Stealth (использование спецпокрытий, сбрасывание выступающих элементов конструкции и т.д.) еще больше расширяет возможности ОТРК «Искандер» в плане преодоления ПРО и делает его сопоставимым на сегодня лишь с «Тополем-М». Расчеты показывают, что ни американский ракетный комплекс Patriot РАС-3, ни более продвинутый Standard SM-3 не смогут обеспечить надежный перехват ракет комплекса «Искандер».
Александр АЛЕСИН