Лукашенко против чиновничьей гидры: миссия невыполнима
Легко угадать, какая тема вчера была главной в семьях 166 тысяч работников сферы государственного управления Беларуси. Александр Лукашенко грозился сократить чиновничий аппарат на 25-30%. Наверное, у кого-то пропал аппетит, а кто-то залил стресс двойной дозой.
Отметим, что, по замыслу, речь идет не о банальном усекновении штатов. Прозвучало непривычное в устах главы белорусского государства слово «реформирование».
Да-да, именно реформирование органов государственной власти, как следует из высказываний Лукашенко, станет задачей специальной комиссии во главе с руководителем президентской администрации Андреем Кобяковым и помощником президента Натальей Петкевич.
А сокращать, пояснил официальный лидер, будут так: «Внизу меньше, вверху побольше, убрав ненужные функции и значительно потом увеличив денежное довольствие и заработную плату госслужащих».
В общем, пока план туманен. И здесь принципиален вопрос, какие функции аппарата посчитает ненужными глава государства.
Государство надсмотрщиков
Хотя первый президент Беларуси завоевал кресло под флагом борьбы с бюрократической мафией, за эпоху правления Лукашенко многие казенные структуры, начиная от его собственной администрации, управления делами, службы охраны, сильно разрослись.
Более того, в рамках пресловутой вертикали или подле нее возникли совершенно новые формирования. А точнее, реинкарнации советских институтов.
Возьмем общественно политическую сферу. Был возрожден комсомол № 2 — БРСМ. Лукашенко твердил о его переводе на самоокупаемость, но и поныне БРСМ финансируется из бюджета. Также по инициативе главы государства в штаты предприятий и организаций ввели должности идеологов — считай, тех же секретарей парткомов.
Эти ветви безжизненны, их можно отпиливать безо всякого ущерба для общества (скорее напротив!). Но как признать фиаско госидеологии? И потом, кто будет выслеживать, искоренять крамолу на местах? Де-факто ведь вся идеология свелась к банальному удушению инакомыслия, обеспечению хотя бы внешней лояльности народонаселения.
Но гораздо массивнее аппарат надсмотрщиков за экономикой — ведомства, управления, отделы, контрольные структуры… Экономисты твердят, что в Беларуси вообще слишком много государства в экономике. И системная причина в том, что сама экономика недалеко ушла от советской, командно-административной.
Реструктуризация вкупе с масштабной приватизацией сделали бы большую часть этой армии надсмотрщиков ненужной: частник сам лучше знает, как вести дело. Но Лукашенко — против «обвальной» приватизации. И причины здесь сугубо политические. Речь идет вновь-таки о сохранении власти. В государственном секторе народ более зависим.
А почему так раздулись силовые структуры? Не потому ли, что недемократичному режиму требуется мощный аппарат подавления, репрессий? Нужно повсюду иметь глаза и уши спецслужб (даже на форумах, по стойкому убеждению массы интернавтов, сидят тролли в погонах).
Ловушка персоналистского режима
Но золотой век белорусской модели позади, кормить армию чиновников в цивильном и в разнообразных форменных одеяниях все накладнее. «Основной стимул — экономия денежных средств», — так объясняет мотивы объявленных новаций директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич, изучающий властные элиты Беларуси.
Вместе с тем, отметил собеседник Naviny.by, перед правящим классом все острее стоит более широкая проблема реформирования политической системы, под которую требуется и реформа госаппарата.
Ведь Лукашенко, создавший ярко выраженный персоналистский режим, не вечен. Для номенклатуры же вопрос в том, «как перейти от правления одного человека к системе», которая обеспечивала бы преемственность власти, подчеркнул Казакевич.
Перед глазами пример России, где Путин и Медведев смогли перепасовываться президентством, а Дума вроде как многопартийная. При этом все и вся под колпаком. Если брать экономику, то в России больше рынка, капитализма, однако Кремль легко снимает сливки. Чем не модель?
Среди белорусской властной элиты, говорит политолог, есть люди, заинтересованные в децентрализации власти, создании параллельных политических структур — ведь это посты, кабинеты, оклады, карьерный рост.
Недаром периодически начинает муссироваться идея превращения проправительственной организации «Белая Русь» в партию, введения пропорциональной системы выборов в парламент. С другой стороны, добавляет аналитик, много, конечно, и заинтересованных в незыблемости устоев, включая самого Лукашенко.
На последних все сильнее давят разные факторы — начиная от экономических и кончая внешнеполитическими, отмечает Андрей Казакевич. Но пока есть возможность не проводить реформы, в Беларуси их проводить не будут.
«Политической воли к созданию эффективного государства нет, — резюмирует собеседник Naviny.by. — Превалирует желание сохранять статус-кво».
По мнению Казакевича, реорганизация аппарата может вызвать глухое недовольство, снизить степень лояльности чиновников, но при этом в нынешних условиях некий бунт на номенклатурном корабле нереален.
Созревание заговора, дворцового переворота в условиях стабильности режима практически исключено. Но вот в ситуации кризиса раскол элиты весьма вероятен. «Действия начинаются тогда, когда акторы видят, что смогут победить», — говорит директор института «Политическая сфера».
К слову, раскол в правящей элите — необходимое условие, чтобы свалить авторитарный режим. В ином случае оппозиция бессильна априори, какие бы стратегии ни придумывала.
Телега впереди лошади
Итак, по логике сначала следовало бы запустить реформы в сферах экономики и внутренней политики, а уж по ходу подгонять госаппарат под новую конфигурацию этих сфер.
Но это если абстрагироваться от интересов удержания власти в одних руках. Что, сами понимаете, немыслимо. И потому преобразования в экономике если и делаются, то не системно, половинчато и чаще всего по принципу «шаг вперед, два шага назад». О политике и речи нет: Площадь-2010 нанесла Лукашенко тяжелую психологическую травму, и он, похоже, зарекся играть в либерализацию.
А потому глава государства вынужденно ставит телегу впереди лошади. Анонсированная реформа органов власти очевидно сведется к банальному сокращению штатов, дружно прогнозируют независимые аналитики. Да и это вряд ли удастся. Ну, вычистят кое-где не самых гибких в позвоночнике или проваливших явку на недавних выборах.
Однако кампании чисток и сокращения штатов практиковались еще со сталинских времен. И неизменно вместо каждой срубленной головы у бюрократической гидры отрастали две.
Для эффективного сокращения госаппарата необходимо вначале сократить функции государственной власти в плане контроля над обществом, отметил в интервью БелаПАН эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. Иначе «аппарат снова раздуется».
А поскольку Лукашенко не готов разжать тиски, в которых сдавлено общество, сломать саму концепцию государства надсмотрщиков, то миссия реформирования органов власти невыполнима. Система тотального контроля без многоглавой гидры не может.
Александр КЛАСКОВСКИЙ