— Вертикаль способна лишь сдерживать и подавлять активность, предотвращать элементы развития, поскольку они являются элементами нестабильности. Понимание этого уже есть. Вот почему в этом году стали призывать на государственную службу людей, более или менее способных к самостоятельному мнению, — отмечает эксперт. Владимир Мацкевич приводит как пример назначение Владимира Макея на пост министра иностранных дел и возвращение Натальи Петкевич.
— В то же время главой администрации президента становится Андрей Кобяков, который абсолютно не способен к принятию самостоятельных решений. Страх перед переменами у Лукашенко все-таки превалирует над пониманием того, что существование Беларуси без дальнейшего развития невозможно, — делает вывод эксперт.
Слишком много государства
Пока трудно судить, насколько глубокой и комплексной представляется обозначенная главой государства реформа. Ключевой была фраза Лукашенко о том, что на 25-30% нужно сократить штаты, а остальным подбросить зарплаты. В то же время, если говорить о потребностях развития страны, то нужна, прежде всего, комплексная реформа и в политической, и в экономической сфере.
— Проблема в том, что в Беларуси в принципе слишком много государства во всех сферах, — считает политолог Александр Класковский, предлагая начать реформирование с приватизации. — Если отдать в руки настоящих хозяев производство и на промышленных предприятиях, и на селе, то не надо будет столько чиновников и контролеров, как сейчас. Вот и экономия.
Точно так же, по мнению эксперта, нужно раскрепостить политическую сферу.
— У нас сегодня очень большой штат МВД, спецслужб, других ведомств, которые занимаются, по сути, удушением политической активности общества. И если запустить процесс политической либерализации, отодвинуть немного спецслужбы и ведомства и уменьшить объем гипертрофированных полномочий — вот вам еще резерв сокращения штатов и экономии средств, — говорит политолог.
Но большой вопрос — пойдет ли на такие реформы руководитель государства, создавший свою пирамиду власти. Если ее затронуть, это может привести к таким же непредсказуемым последствиям, как перестройка в СССР привела к падению коммунистической системы.
— Есть большие опасения, что глубокой комплексной реформы не будет, что для видимости сократят несколько министерств, а в других подрежут штаты, но это опять же будет борьба с гидрой, у которой тут же вырастают новые головы, — прогнозирует Александр Класковский.
Эксперт: Кобяков и Петкевич вряд ли внесут новую струю в систему госуправления
— В отношении Петкевич эти ожидания могут быть чуть больше, чем по отношению к Кобякову, но вряд ли они способны выполнить ту функцию, которой нагружают комиссию по реформированию. Здесь нужны новые силы, поскольку любой человек, удержавшийся более нескольких месяцев на высоких постах в сегодняшнем государственном аппарате, утрачивает способность к его реформированию, — считает Владимир Мацкевич. — В период перехода к новым формам устройства государственные структуры пополняются людьми из негосударственного сектора.
В демократических странах между политическими партиями, бизнесом, неправительственными структурами и организациями, университетами и государством существует постоянный обмен кадрами.
— Профессура идет в бизнес, люди из бизнеса идут в политику, политики идут в государственные чиновники и так далее. Только такая быстрая динамика горизонтального перемещения людей в разных пирамидах не связанных между собой секторов позволяет реформировать эти структуры и поддерживать их жизнеспособность. А пересаживание с места на место людей, выращенных в одной и той же пирамиде, ничего не даст, — уверен эксперт.