Реформирование под крылом России: метод поглощения
В частности, используется такой аргумент: в Европе кризис, а Россия купается в нефтедолларах, за счет которых модернизацию можно провести более эффективно.
Но возникает вопрос: а возможна ли модернизация с помощью Москвы?
Шаткое богатство Москвы
Действительно, ныне размер российских вливаний в белорусскую экономику велик. Брюссель вряд ли сможет оказать поддержку на том же уровне, тем более при сегодняшнем состоянии экономики ЕС. Но не нужно забывать и о том, что российское благополучие сильно завязано на ситуации в Европе и мировой экономике в целом.
По данным Минэкономразвития России, в случае дефолта некоторых стран еврозоны и банкротства крупных европейских банков цена на нефть может упасть до 60 долларов за баррель, а доходы российского бюджета могут сократиться на 1-1,2 трлн. российских рублей.
Согласно исследованию московского центра Карнеги «Россия-2020: сценарии развития», для поддержания российской экономики на плаву с каждым годом потребуется все больше средств. Но на одном экспорте энергоресурсов далеко не уедешь, налицо тенденция снижения их цены; а с инвестициями также не все гладко.
За последние годы усилились процессы вывода капитала из страны. Так, по данным Центрального Банка Российской Федерации, объем иностранных инвестиций в 2011 году составил 48,5 млрд. долларов, а вот вывели из страны почти в два раза больше — 80,5 млрд. долларов.
Сомнительно, что Россия в случае ухудшения ситуации сможет поддерживать Беларусь в прежнем объеме, а тем более быть опорой модернизации.
Модернизация экономики по версии Кремля: усеченный вариант
С одной стороны, Москва заинтересована в определенных экономических преобразованиях, учитывая то, что Беларусь является членом ЕЭП. С другой стороны, неясно, будут ли реформы всеобъемлющими.
Один из главных вопросов для российских элит — приватизация белорусской госсобственности. В контексте реформ Кремль заинтересован прежде всего в создании условий для российских компаний, приходящих на белорусский рынок. В основном это может коснуться обрабатывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, использующих российское сырье.
Из-за возможности падения цен на энергоносители России вынуждена будет перейти с продажи сырья на продажу продуктов его переработки. Для этого необходима нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Обе отрасли там слабо развиты, а на их создание необходимы и значительные средства, и время. Зато эти спасительные для России производства есть в Беларуси.
Все остальное для России не так заманчиво, и на этом реформы могут быть заморожены. Москва не заинтересована, чтобы в Беларуси возникали конкурентные производства. В этом плане показателен сюжет с производством китайских автомобилей под Борисовом.
Проект изначально создавался в расчете на российский рынок. Москва неоднократно намекала, что там китайские автомобили белорусского происхождения могут оказаться нежелательными. Чтобы разрешить проблему, официальный Минск вынужден идти на уступки. Скорее всего, Кремль разрешит пустить к себе легковушки в обмен на свои условия слияния МАЗа и КамАЗа.
Если же такая схема не пройдет, то российское правительство может применить испытанный инструмент — закрытие рынка. Будет ли Беларусь инвестиционно привлекательна в таких условиях?
Получается, что при проведении модернизации под прицелом Кремля у Беларуси весьма незавидное положение перерабатывающего придатка крупной ресурсной экономики. При таком сценарии развития вопрос о введении российского рубля на территории Беларуси вновь становится актуальным. В этом случае Москва убивает двух зайцев, получая полный контроль над белорусской экономикой и обеспечивая еще большую привязку Минска к ЕЭП и Таможенному союзу. Для этого необходимы лишь определенные макроэкономические реформы.
В результате Беларусь может поплатиться остатками экономической, а затем и политической независимости.
Положение усугубляется тем, что у России нет необходимого опыта модернизации, а все последние реформы не реализованы. Так, пенсионная, военная, образовательная реформы, судя по результатам, провалились, а разрекламированная реформа МВД свелась к смене формы и переименованию милиции в полицию.
Похожая ситуация наблюдается и в сфере бизнеса. Достаточно взглянуть на места России в мировых рейтингах. Так, в рейтинге Doing Business 2012 года Россия заняла 120-е место, а рейтинге свободы экономик от Heritage Foundation — 144-е.
Политические реформы также маловероятны
Что же касается политической модернизации, то в случае проведения реформ под зонтиком Кремля изменений в этой сфере ожидать не следует. За последнее десятилетие российская правящая верхушка сползла к авторитаризму и узурпации власти.
По сути, в этом вопросе Москва идет по протоптанной белорусским руководством дорожке. Новые правила проведения митингов, ужесточение наказаний по «политическим» статьям, преследование независимых СМИ и недавний запрет на деятельность американской организации USAID — методы, присущие авторитарному режиму. Многие российские аналитики считают, что в ближайшие годы эта тенденция только усилится.
Для успешного хода модернизации и решения основных белорусских проблем экономические реформы должны идти наравне с политическими. Без последних реального улучшения ситуации ждать не стоит.
Жесткая система управления в России только усугубила положение дел, привела к росту коррупции, усилила расслоение общества, а основные лакомые куски в экономике распределяются между приближенными к власти.
В случае проведения реформ под патронажем Москвы модернизация может закончиться для Беларуси окончательным поглощением ее экономики Россией со всеми вытекающими отсюда последствиями.