Дружить с Бишкеком Минску не интересно
Отношения между Беларусью и Кыргызстаном в последние недели вновь обострились. И ряд обстоятельств подводит к выводу, что быстрое замирение не слишком вероятно.
До начала 2000-х годов политический диалог между Беларусью и Кыргызстаном практически не развивался, поскольку географически отдаленная и небогатая страна не рассматривалась белорусским руководством в качестве перспективного партнера. Впрочем, конфликтных ситуаций также не возникало. Кыргызстан нередко поддерживал позицию официального Минска в ООН и ОБСЕ.
В 2000-х годах сотрудничество между официальным Минском и Бишкеком расширилось. Своего пика оно достигло во второй половине 2000-х после прихода к власти в 2005 году Курманбека Бакиева, с которым у Александра Лукашенко сложились хорошие отношения на личностном уровне.
То, что Бакиев занял президентский пост не в результате демократических выборов, а вследствие государственного переворота, белорусского президента не смущало. В ноябре 2006 года во время официального визита президента Кыргызстана в Беларусь, первого в истории двусторонних отношений, Лукашенко выразил готовность сотрудничать с Кыргызстаном по любым направлениям. Устные договоренности были подкреплены подписанием договора о дружбе и сотрудничестве между государствами.
В октябре 2008 года состоялся первый визит в Кыргызстан белорусского президента. Руководители двух стран заявили о совпадении позиций по основным международным проблемам, выразили желание развивать сотрудничество на взаимовыгодной основе.
Идиллия завершилась в апреле 2010 года. Революционные потрясения в Бишкеке, результатом которых стало смещение Курманбека Бакиева и его бегство из Кыргызстана, были восприняты в Минске с крайней степенью неодобрения. Белорусские власти подчеркивали, что признают в качестве законного президента Кыргызстана только Бакиева, и требовали задействовать для его возвращения к власти механизмы ОДКБ.
После того как другие участники этой международной организации отказались выполнить пожелание официального Минска, Лукашенко предоставил свергнутому президенту политическое убежище.
На первых порах Курманбек Бакиев даже получил возможность выступить в Беларуси в роли государственного лидера Кыргызстана, выразив готовность в скором времени вернуться в свою страну. Однако новые власти в Бишкеке выражали готовность видеть беглого экс-президента исключительно в качестве подследственного лица и не оставили ему шансов на возвращение к власти.
Таким образом, официальный Минск не смог извлечь из пребывания свергнутого кыргызского руководителя на белорусской территории серьезных политических дивидендов, хотя исключить возможность получения определенных экономических бонусов от этого жеста нельзя, поскольку экс-президент Кыргызстана располагал достаточными денежными средствами.
Покровительство Курманбеку Бакиеву затруднило политический диалог между руководством Беларуси и Кыргызстана. В июле нынешнего года, когда в Совете по правам человека ООН проходили дебаты о ситуации в Беларуси, киргизские дипломаты выступали в поддержку официального Минска, но делали это очень формально, а в решающий момент воздержались и не препятствовали принятию резолюции с осуждением белорусских властей.
Двусторонние отношения обострились вновь после того, как в августе в одной из социальных сетей появились сделанные в Минске фото, на которых запечатлен брат Курманбека Бакиева — экс-глава Службы госохраны Кыргызстана Жаныш Бакиев, которого нынешние власти этой страны обвиняют в организации заказных убийств.
Белорусская сторона демонстративно отказывается выдавать Жаныша Бакиева, как ранее отказалась выдать его старшего брата, ссылаясь на то, что их преследование может быть обусловлено политическими мотивами.
Кризис в двусторонних отношениях привел к тому, что киргизское руководство отозвало из Минска посла, а посольство Беларуси в Бишкеке было атаковано местными жителями.
Каковы перспективы нормализации отношений? Некоторые эксперты говорят о возможности и необходимости взаимных уступок со стороны официальных структур в Минске и Бишкеке. Однако возникает вопрос, ради чего белорусские власти должны сделать подобный шаг.
Во-первых, Кыргызстан не является страной, способной оказывать существенное влияние на международные отношения. Перманентная внутренняя нестабильность делает его зависимым от внешних обстоятельств и других государств: в первую очередь России, Китая и США.
Во-вторых, поскольку Кыргызстан находится далеко и не является важным экономическим партнером, у Минска нет особой нужды искать пути урегулирования отношений.
В 1990-х годах доля Кыргызстана в общем объеме внешней торговли Беларуси не превышала 0,09%, в середине 2000-х годов вообще снизилась до 0,03%. Во второй половине прошлого десятилетия показатель увеличился. В 2010 году он достиг 0,2%, в прошлом году — 0,3%.
В последние годы объем двусторонней торговли возрастал. В 2008 году он составил 44,5 млн. долларов, в 2009 году — 68,9 млн., в 2010 году — 92,7 млн., в 2011 году — 225,9 млн. Во многом прирост в торговле обеспечивало увеличение экспорта белорусской продукции на киргизский рынок. Если в 2001 году объем белорусского экспорта в Кыргызстан составил 7,1 млн. долларов, то в 2009 году он достиг 65,7 млн., в 2010 году — 85,5 млн., а в прошлом году — 216,9 млн.
Однако в нынешнем году наблюдается спад. За период с января по май объем двусторонней торговли составил 42,5 млн. долларов, в том числе экспорт в Кыргызстан — 37 млн. долларов (33,1% от уровня аналогичного периода прошлого года), импорт из Кыргызстана — 5,5 млн. долларов (187,3%). Доля Кыргызстана в общем объеме внешней торговли Беларуси сократилась до 0,1%.
Таким образом, можно высказать предположение, что развитие отношений с Кыргызстаном вновь утратило значимость для руководства Беларуси. Более того, белорусские власти не горят желанием видеть Кыргызстан в интеграционных объединениях с участием России, опасаясь появления конкурента в отношении доступа к российским ресурсам.
Эти мотивы можно уловить в высказываниях Александра Лукашенко во время посещения БГУ 1 сентября. Президент заявил, что белорусская сторона поддерживает стремление Кыргызстана стать членом Единого экономического пространства, но считает, что эта страна должна еще многое сделать, чтобы ее стремление к членству реализовалось на практике.
С учетом этих обстоятельств логично предположить, что отношения Беларуси с Кыргызстаном в краткосрочной перспективе существенного изменения не претерпят, останутся сдержанными.
Андрей ТИХОМИРОВ