«Пора мыслить, жить и работать по-хозяйски»
— Мечислав Брониславович, несмотря на былые проблемы, сейчас позиции Сморгонского района достаточно крепкие с экономической точки зрения. И развитие в этом направлении продолжается, в том числе с участием иностранных инвесторов.
— Да, у нас строится новый завод по переработке древесины — один из крупнейших в Европе и в Беларуси. Проект реализует группа компаний «Кроноспан» — мировой лидер в производстве и реализации древесных плит. Предприятие, строящееся на территории нашего района, будет выпускать плиты ДСП, ламинированные ДСП, МДФ, напольные покрытия, которые сегодня в Беларусь импортируются. В этом месяце оно уже начнет работать.
— Сколько появится новых рабочих мест?
— Около трехсот. Кроме того, здесь же организуют мебельное производство, где будет около 3 тысяч работающих. Это уже 29-й по счету завод «Кроноспан» в 24-й стране мира. Продукция будет поставляться не только на внутренний рынок Беларуси, но и на экспорт — в страны СНГ и Европейского Союза — Литву, Латвию, Эстонию, Польшу.
— Как думаете, не приведет ли это к оттоку рабочей силы из сельхозпредприятий, с других производств?
— Такое вполне возможно. Но сегодня перед всеми руководителями стоит задача платить достойную зарплату, заинтересовывать людей, привлекать на работу специалистов, обеспечить хороший социальный пакет.
— То есть не жаловаться, а конкурировать…
— Именно так. Мы находимся в центре Европы, и пора начинать мыслить, жить и работать по-европейски. Требуешь качественной работы — плати деньги, создавай хорошие условия труда.
— Почему именно в Сморгони решено разместить это производство?
— Факторов много, среди них, без ложной скромности скажу, — моя личная позиция как руководителя. А она заключается в том, что должны создаваться новые производства, новые виды востребованной конкурентоспособной продукции. И успехи Сморгони в первую очередь связаны с этим, в том числе выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития. В 2004 году, когда пришел сюда, безработица в районе была одной из самых высоких в стране. Город когда-то должен был вырасти до 100 тысяч населения, собирались перенести из Минска заводы. Но получилось так, что люди приехали, а предприятий нет. Стояли только недостроенные корпуса. Поэтому в первую очередь перед своей командой поставил задачу создавать рабочие места, открывая новые производства новых видов продукции, которая должна продаваться и приносить деньги. Отсюда и завод по переработке древесины, который появился благодаря усиленным и результативным поискам иностранных инвесторов, их качественному сопровождению, что подтверждают положительные отзывы представителей бизнес-кругов о работе исполнительной власти нашего района. Мы сопровождаем инвест-проекты от «а» до «я», без лишних проволочек и только всячески содействуем и помогаем. Кроме того, Сморгонский, Островецкий, Ошмянский районы — неплохая сырьевая зона. Хотя сырье будет завозиться не только с северной части области, а со всей страны. Кстати, у людей есть опасения, что якобы у нас выпилят лес подчистую. Нет, на 90 процентов это будет лес некондиционный: поваленные деревья, санитарные рубки. К тому же проектом предусмотрена не только переработка древесины, но и ее заготовка, и возобновление лесного массива.
— Экология не пострадает? Все-таки крупное предприятие, мощное.
— Да, со стороны населения есть много вопросов в этой связи, но лишь потому, что мы недостаточно информируем людей. Строительство завода финансируется из Европейского банка реконструкции и развития, у которого очень жесткие требования к соблюдению экологических норм. Ни рубля они не получат, если будут нарушения. Все эти вопросы проработаны, согласованы с властью и будут серьезно контролироваться. Так что опасения напрасны, и люди должны знать об этом, потому как в районе появятся и другие новые предприятия, что не должно вызывать волнение. К примеру, немецкие и польские компании предлагают нам рассмотреть возможность размещения фабрик по производству мебели.
— Что это даст району, людям?
— В первую очередь, рабочие места, рост заработной платы и благосостояния людей. Сам район, естественно, получит отдачу в виде налоговых поступлений в бюджет несколько позже, поскольку иностранные инвесторы пользуются льготами. Тем не менее приток валюты в страну будет сразу.
— В целом из чего складывается экономика района и какова доля основных составляющих?
— Если доля АПК за 8 месяцев 2012 года — 200 миллиардов рублей, то объем промышленного производства — 870 миллиардов. Есть у нас такие крупные предприятия, как РУП «Сморгонский агрегатный завод», который работает в системе ПО «МТЗ». Стабильно работает ОАО «Сморгоньсиликатобетон». Неплохо развиваются «Сморгонские молочные продукты», где реализуется новый инвестпроект. Литейно-механический завод — в принципе, небольшое предприятие, но объем производства солидный, и продукция поставляется на экспорт. Основная, кстати, — канализационные люки. И завод выиграл тендер на их поставку в Сочи, где будут проходить Олимпийские игры.
Есть ряд частных крупных промышленных предприятий. От кастрюли до вакуумных установок и бронированных автомобилей на базе «Фольксваген» и «Пежо» — все производят именно частные предприятия. Их вклад в экономику района очень серьезный: доля налоговых поступлений в бюджет достигает уже 45 процентов в общем объеме. В районе развита и торговля, в основном частная. Кроме местных компаний, работают такие крупные торговые предприятия, как «Евроопт», «Продсервис» и другие. Но мы на это пошли сознательно, чтобы никто не был монополистом, а была здоровая конкуренция, и у людей был выбор.
— Как развивается социальная сфера? Кстати, не раз приходилось слышать, посещая предприятия района, что большие перемены произошли с вашим приходом.
— Это не совсем так, потому что один в поле не воин. Дело делают люди, команда, с которой я работаю. Поэтому достижения района — их заслуга: и штаба райисполкома, и руководителей предприятий, специалистов. Политику, направления работы определяют они, решая масштабные задачи. По итогам 2011 года мы признаны лучшими в области по уровню социально-культурного развития. Конечно, есть некоторые проблемы, но мы их решаем. К примеру, есть пока вторая смена в средних школах, есть вопросы с детскими садами. Вместе с тем, если в 2004 году 20 процентов детей учились во вторую смену, то уже в 2005 году ввели в строй новую школу на 1290 мест и в основном проблему решили. В детских садах, в принципе, мест хватает. Но их расположение такое, что многим просто неудобно туда детей водить. Всем хочется ближе к дому, и это естественно. Поэтому ряд детских садов, которые раньше были перепрофилированы в социально-педагогический центр, дома творчества, будут возвращены в систему образования и перепрофилированы частично обратно в детские сады. Разработана специальная программа для этого, которую реализуем в следующем году. Есть наработка по открытию частного детского сада.
Если говорить о благоустройстве, многое изменилось на селе за период строительства агрогородков. В первую очередь старались сделать так, чтобы было комфортно жить людям. В городе также. В прошлом году два населенных пункта вышли в областном смотре-конкурсе победителями как лучшие агрогородки. А Сморгонь по благоустройству стала победителем республиканского смотра-конкурса санитарного состояния. Врученную городу премию направили на поощрение лучших работников и дальнейшее благоустройство.
Строим много жилья. В последнее время интенсивно развивается индивидуальное строительство. И делаем на него упор, поскольку это более комфортное жилье, нежели многоэтажное. Хотя и такого строим много. В этом году сдаем около 500 квартир. С 2004-го дома строим с поквартирным отоплением. Еще большее развитие жилищное строительство получит с вводом АЭС в Островце.
— Кстати, АЭС ведь тоже наверняка «переманит» кадры.
— Именно поэтому неустанно повторяю: во всех сферах, особенно в сельском хозяйстве, надо поднимать уровень зарплаты и улучшать условия труда, автоматизировать производственные процессы, что, кстати, мы постоянно делаем. К примеру, в районе в свое время построили первую в стране роботизированную молочно-товарную ферму. После нас их возвели уже около 30. Но ведь не потому, что не хватает людей, в Японии, к примеру, автомобили варит и красит робот. А потому, что конечная цель — исключить влияние человеческого фактора на производственный процесс, чтобы повысить качество выпускаемой продукции. Вот к этому надо стремиться.
— Такая ферма у вас — первая в стране, но наверняка не последняя в районе.
— Да, мы вернулись уже к разговору о том, что их нужно продолжать строить. Хотя они дорогие, но окупаются сторицей. К слову, когда получили первые тракторы «Джон Дир», литовцы предложили нам попробовать поработать с системой навигации. Механизатор присутствует в кабине только для того, чтобы смотреть за параметрами работы трактора. Все операции — разворот, подъем механизмов и другие делает навигационная установка с роботом. Можно сказать, трактор работает без механизатора. Сегодня опять возвращаемся к этой теме. И дело не только в дефиците кадров. Нужно создавать для людей комфортные условия труда. Но и не забывать о культуре производства, качестве выполняемых работ, эффективности. К примеру, в нынешнем году получили урожай зерновых больше уровня прошлого года, хотя меньше, чем ожидали. Около 2—3 центнеров на гектаре потеряли только из-за плохой погоды. Планировали 45 центнеров собрать на круг, а получили 42,6 центнера без проса и гречихи. Поскольку природе погоду не закажешь, нужно сокращать сроки уборки и проводить ее не за 20 дней, а примерно за 12—14. В последние годы как раз около 2 недель кряду стоит нормальная погода, а потом идут дожди. Такую стратегию применим в следующем году: будем приобретать дополнительную технику — около 10 зерноуборочных комбайнов, сейчас их в хозяйствах примерно 100. Сушильного оборудования достаточно, поэтому развивать зерновое производство в районе можно и нужно.
— Чьего производства это будут машины?
— КЗС-1218 «ПАЛЕССЕ GS12» производства «Гомсельмаш», и лучше их пока нет. Этот комбайн очень хорошо себя зарекомендовал на наших полях. Он не хуже работает, чем «Джон Дир», который, кстати, при малейшей росе начинает терять производительность. Наш идет без проблем и без потерь. Это не мои слова, а наших комбайнеров. Поэтому пока отдаем предпочтение отечественной технике.
— Мечислав Брониславович, спасибо за беседу, и дальнейших успехов Сморгонщине!
Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»
Фото автора