Кобяков и Макей — неслучайные назначения?
За последние две недели Александр Лукашенко произвел два крупных кадровых назначения. 20 августа на должность министра иностранных дел Беларуси был переброшен с поста главы Администрации президента Владимир Макей. А спустя неделю его прежнее кресло было доверено Андрею Кобякову. Однако эксперты полагают, что вряд ли можно ожидать серьезных изменений как во внешней (улучшение отношений с ЕС), так и во внутренней политике Беларуси.
До нового назначения Кобяков работал послом в России и постоянным представителем Беларуси при Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) по совместительству, а ранее на протяжении нескольких лет был заместителем премьер-министра, курировал экономические вопросы.
Представляя 30 августа Кобякова в новой должности, Лукашенко обрисовал важнейшие направления деятельности главы Администрации президента. В частности, были упомянуты подбор кадров, идеология и информационная политика, экономическое развитие страны и внешняя политика.
«В Беларуси власть народная, и мы стремимся сделать так, чтобы во власть приходили только преданные стране люди, высочайшие профессионалы, с глубоким государственным мышлением. Случайных людей здесь быть не может, — заявил Лукашенко. — Подбор кадров — главное направление деятельности любого руководителя, в том числе и президента. Решение кадровых вопросов всегда требует особого внимания, вдумчивости, порой ювелирного подхода. Тем более если речь идет о назначении на самые высокие государственные посты нашей страны, в том числе и должность главы Администрации президента».
При этом он подчеркнул, что Администрация президента — не просто одно из многих государственных учреждений, а «президентский штаб, аналитический мозговой центр, где готовятся проекты решений, определяющих судьбу страны».
Политолог Денис Мельянцов назвал новое назначение Кобякова «неожиданным, ранее назывались совсем другие имена». «Можно сказать, что Администрация президента получила неплохого менеджера. Но о влиянии Кобякова на внешнюю политику сложно говорить, так как это не политическая фигура, а именно хороший менеджер», — сказал Мельянцов БелаПАН.
Он отметил, что переход Владимира Макея на должность министра иностранных дел усиливает позицию МИДа в сфере внешней политики. «В целом же внешняя политика Беларуси будет зависеть от развития конъюнктуры. У нас нет какой-то четкой линии внешней политики, все решают внешние факторы», — добавил аналитик.
Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич предположил, что назначением Кобякова, который долгое время работал вице-премьером, Лукашенко собирается усилить экономическую роль своей администрации. «Но это не совсем разумно, ведь экономическими вопросами в стране должно заниматься правительство», — подчеркнул Богданкевич.
В свою очередь, аналитик Павлюк Быковский подчеркивает, что в Беларуси, в отличие от других стран, нет открытой политики. «У нас имеет место дворцовая политика, закрытая система, где нет публичного обсуждения профессиональных или политических качеств назначаемых фигур перед самим назначением, — сказал Быковский в интервью БелаПАН. — Мы можем только догадываться и строить предположения о причинах назначения, поэтому иногда попадаемся на удочку какой-то версии».
Он напомнил: когда у руководства страны была необходимость имитировать либерализацию, многие поверили, что назначение Макея главой Администрации — это улучшение отношений с ЕС и некоторая модернизация в Беларуси. «Сейчас же многие обращают внимание на то, что Кобяков — это экономист и якобы сильно повлияет на превращение Администрации президента из центра, который отвечает за кадры, в организацию, которая будет работать как некий параллельный Совет министров», — отметил Быковский.
Он подчеркивает, что в последнее время наблюдается тенденция: Администрация президента бросается на самый главный для главы государства фронт.
«Когда был Макей, это была попытка построения отношений с Евросоюзом. Но это была не та деятельность, которой обычно занимается Администрация, поэтому Макей занимался и кадрами, и обеспечением деятельности президента, и подготовкой нормативных документов, и, в том числе, построением диалога с Западом, — отмечает собеседник. — Сейчас, скорее всего, экономисты получат на некоторое время карт-бланш и смогут продвигать свои представления о том, какой должна быть экономика, не только через Совет министров, но и другие руководящие органы. Однако я не думаю, что это будет долго продолжаться».
Последние назначения, полагает аналитик, говорят и о том, что Лукашенко сейчас особенно нужны рядом люди, которым он мог бы доверять и которые помогли бы ему разобраться, что происходит с экономикой.
«С этим связано и назначение бывшего руководителя Нацбанка Петра Прокоповича помощником президента. Он назначен не потому, что экономист, а потому что Лукашенко ему доверяет. А вот в случае с Кобяковым совпадает сразу несколько факторов. Кроме того, это человек, который уже очень давно находится в обойме, поэтому, скорее всего, будет предсказуемо проводить правильную линию с точки зрения правящего режима», — считает Быковский.
В то же время он не склонен считать, что с назначением Кобякова будет еще сильнее проявлен крен Беларуси в сторону России. «Пока еще слишком преждевременно говорить, является или не является назначение Кобякова сигналом о нацеленности на еще более тесные контакты с Россией, пока преждевременно говорить. Надо дать возможность Кобякову реально себя проявить», — подчеркнул Быковыский.
Он считает, что в итоге новых назначений Макея и Кобякова ни Администрация не потеряет своего влияния, ни МИД не сможет усилиться.
«В белорусских реалиях Администрация президента — это один из первых игроков на политической сцене. И можно говорить не о потере влияния Администрацией, а о том, что именно Кобяков сейчас усилил свое влияние, от него многое будет зависеть, — сказал Быковский. — Министерство иностранных дел же вряд ли будет усилено. МИД у нас в основном занимается внешней политикой, где у Беларуси есть свои интересы, но нет весомых рычагов, чтобы влиять и добиваться решения нужных вопросов».
Быковский полагает, что Макей в новой должности продолжит ту же политику, которую проводил его предшественник. Его первая поездка за границу — в Иран — находится в том же русле, подчеркнул эксперт.
«Неизвестно, что творится в голове у господина Макея, но как чиновник он вынужден выполнять те задачи, которые перед ним поставлены. Не всегда чиновник может повлиять на политику такого специфического учреждения, как Министерство иностранных дел», — резюмировал Быковский.
Татьяна КОРОВЕНКОВА