Второй фрнт
Все началось 20 августа с того, что активист кампании «Говори правду» Михаил Пашкевич на минской улице Карла Маркса увидел человека, похожего на Курманбека Бакиева, с двумя неизвестными. Пашкевич решил, что это Бакиев и есть: всему миру известно, что бывший президент Кыргызстана бежал в Беларусь, где получил сначала убежище, а потом и гражданство. Сначала Бишкек требовал его выдачи, а потом перестал — если у человека белорусский паспорт, то понятно, что Минск его не выдаст. Михаил Пашкевич потихоньку сфотографировал всю компанию и выложил фотографии в интернет. Но оказалось, что на фотографии вовсе не Курманбек Бакиев, а его родной брат Жаныбек, бывший глава службы государственной охраны Кыргызстана, который находится в международном розыске по обвинению в соучастии в массовых убийствах. А МВД Кыргызстана опознало на фотографиях и спутников Жаныбека — ими оказались бывший заместитель Жаныбека Бакиева Тахир Рысалиев и близкий друг Максима Бакиева Рустам Сайдуев. Причем Рысалиев и Сайдуев тоже находятся в международном розыске по обвинению в тройном убийстве.
Еще 21 августа МИД Кыргызстана вручил белорусскому послу в Бишкеке ноту «о принятии исчерпывающих мер по скорейшему задержанию гражданина Бакиева Жаныбека Салиевича и последующей его экстрадиции в Кыргызскую Республику». Но никакой реакции со стороны Минска не последовало — ноту будто бы и не заметили. И в пятницу Бишкек отозвал из Минска посла.
Кстати, киргизское МВД давно уже назначило награду за информацию о местонахождении Жаныбека Бакиева. Как выяснилось, в списке лиц, за информацию о которых Бишкек готов заплатить, входят и случайно сфотографированные Рысалиев и Сайдуев. Любопытно, получит ли белорусский оппозиционер 100 тысяч долларов, — ведь если о том, что Курманбек Бакиев скрывается в Беларуси, знали все, то об остальных членах киргизской гоп-компании ничего не было известно. И только случайный фотоснимок Пашкевича раскрыл «адреса, пароли, явки».
А два дипломатических скандала, возникших из-за случайно сделанных фотографий, в таком государстве, как Беларусь, могут и вовсе привести к тому, что фотоаппараты и мобильные телефоны с камерами приравняют к табельному оружию и будут выдавать только сотрудникам силовых структур.