Либерализация по-белорусски: с тюремным запахом
Минск приглашает Европу на танец?
Представляя МИДу нового руководителя Владимира Макея, глава государства произнес программную речь, в которой нашлось место всем внешнеполитическим векторам. При этом было подчеркнуто, однако, что Макей на прежней должности главы Администрации президента показал себя мастером разруливать конфликты прежде всего с Западом.
Также было велено максимально внимательно работать с иностранцами (наблюдателями, СМИ и т.д.) в рамках парламентских выборов. И улучшать имидж Беларуси — судя по контексту, в Европе. Что это — набор ритуальных заклинаний или симптомы поворота к разрядке в отношениях с Евросоюзом?
Скорее, все же второе, заявил в интервью для Naviny.by политический обозреватель Юрий Дракохруст.
В пользу этой версии, по словам аналитика, говорят «и некоторые тучки — вроде скандала с растворителями, — начавшие омрачать белорусско-российский небосклон; и странное освобождение фигурантов «плюшевого» дела Башаримова и Суряпина; и наконец, назначение министром иностранных дел чиновника с репутацией архитектора минувшего раунда потепления отношений с Западом».
Все это — не доказательства, добавил наш собеседник, но эти шаги вполне укладываются в версию о намерении заключить хотя бы некое перемирие в холодной войне. Или по крайней мере не углублять эскалацию.
Иное дело, что «есть и набор совершенно иных фактов: политзаключенные как сидели, так и сидят; выборы проходят по уныло-привычной схеме; в конце концов, затеянная именно Минском дипломатическая война со Швецией пока фактически продолжается», заметил Юрий Дракохруст.
По его мнению, пока Минск, скорее всего, просто зондирует почву: «Для танго нужны двое, а ЕС еще не отреагировал на эти приглашения к танцу». К тому же в отношениях с Евросоюзом белорусские власти всегда стараются отдать по минимуму, «отделаться в крайнем случае сооружением неких потемкинских деревень либерализации».
«Маски-шоу» не пугают — уже прогресс
Игры играми, а вот понимают ли наверху, что Европа Беларуси нужна больше, чем Беларусь Европе? И не только в плане перехватить деньжат, но и прежде всего — для ликвидации технологического отставания, для модернизации.
Бессменный президент несомненно задумывается о реформах, убежден Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба». И даже пробовал затевать их. Но как только начинаются неизбежные побочные эффекты, официальный лидер откручивает назад.
«Лукашенко не может быть модернизатором, — подчеркнул Евгений Прейгерман в комментарии для Naviny.by, — поскольку на первом месте у него — вопрос сохранения власти». По словам аналитика, белорусский руководитель опасается утратить контроль над процессами в стране и потому стратегии перемен предпочитает принцип «нам бы день простоять да ночь продержаться».
Другое дело, что банальные финансовые нужды побуждают вновь задуматься о деньгах МВФ, других западных вливаниях, считает собеседник. Ведь тех средств, что капают по линии Антикризисного фонда ЕврАзЭС, явно мало; китайцы дают в основном связанные кредиты, а продавать «Беларуськалий» не хочется.
К слову, угадайте с трех раз, в чей адрес отпустил шпильку белорусский официальный лидер, заметив в речи перед дипломатами: «У нас нет роскоши жить припеваючи в качестве сырьевого придатка мировой экономики».
Да, с Кремлем все непросто, невидимый миру армрестлинг продолжается, потому игра на западном направлении вполне возможна. К слову, одной из песочниц может стать пока отвергаемый властями «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Наверху могут дать отмашку на участие экспертов из госструктур: вот, видите, мы пошли в вашу школу!
И это будет плюсом, полагает Евгений Прейгерман. «Во-первых, меньше риска, что на заседание экспертной группы нагрянут «маски-шоу»; во-вторых, контакты между гражданским обществом и представителями властей в принципе полезны для обеих сторон», — убежден аналитик.
Ностальгия по второму крылу
Кроме российского фактора, напрягает белорусское начальство и мягкая угроза Брюсселя расширить санкции до 31 октября, намеком озвученная после того, как из Минска выдавили шведского посла, а потом и всю дипмиссию.
При этом Европа будет смотреть прежде всего на две вещи: итоги выборов в парламент и ситуацию с политзаключенными.
Что для властей проще: пропустить в Палату представителей пару-тройку условных оппозиционеров (на лбу же не написано, на крючке они или нет) или выпустить до конца октября часть политзеков, чтобы ЕС не расширял санкции? Или возможен комбинированный вариант? А может, при такой поддержке со стороны Москвы на эти санкции вообще начхать?
«Ну, не начхать, судя по всему», — полагает Юрий Дракохруст. Впрочем, по его мнению, дело не столько в санкциях, сколько в опасностях полета на одном геополитическом крыле.
«Не то что Беларусь займет очередь в ЕС и НАТО, нет — просто расширит немного пространство геополитического маневра, получит дополнительный аргумент для диалога с той же Москвой», — рассуждает аналитик о подоплеке вероятных по осени игр Минска с Брюсселем.
По мнению собеседника, властям, пожалуй, проще все же освободить политзаключенных. Ведь внутренние последствия этого шага легче просчитать. Узники, вышедшие на волю ранее, в том числе и весьма авторитетные, не сказать чтобы так уж сильно изменили политическую ситуацию в стране, замечает Дракохруст.
«А вот насчет парламента ... Вообще говоря, могут быть неожиданности. В любом случае это создание некоего островка системной оппозиции», — говорит аналитик.
Такая зубная боль Лукашенко абсолютно ни к чему. Похоже, остается вариант с живым товаром в тюремных робах. Либерализация по-белорусски — это когда отпускают пару политических заложников…