Не бойкотировать и не идти в «карманный» парламент, а попробовать «третий путь»
Не играть по правилам власти – главный тезис противников участия оппозиции в выборах и сторонников бойкота. Да вот вся беда в том, что чего НЕ ДЕЛАТЬ – знают (не играть), а вот чем это заменить – НЕ ИЗВЕСТНО.
Только ведь когда сам не знаешь – посмотри по сторонам, авось увидишь что-то дельное у других. Отличный способ выхода их тупика.
Виктор Мартинович предлагает всем заинтересованным обратиться к опыту грузин, о котором он вычитал в биографии одного грузинского оппозиционера. Этот опыт можно рассматривать как «третий путь», который, возможно, удовлетворит противоборствующие стороны в рядах оппозиции.
Собственно, способ не сверх оригинальный. На него указывали проигравшие партии при выборах парламентариев России, когда призывали избранных депутатов, называющих себя оппозиционными, СДАТЬ МАНДАТЫ. Но россияне – даже самые бойкие и громко кричавшие о готовящихся фальсификациях - ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛИ.
А вот 11 депутатов грузинского парламента в 2008 году на такой шаг пошли, заявив, что у них нет морального права работать в парламенте, выборы в который были сфальсифицированы. И мандаты сдали. Все 11 депутатов, избранных от объединённой оппозиции. Некоторые просто порвали на глазах у всех свои депутатские удостоверения. И грузинский парламент лишился почти 10% депутатов. Даже появившееся через 2 года законодательство, позволявшее вернуть «отказникам» депутатский мандат, не изменило решения большинства оппозиционеров.
До них такой же дерзкий и решительный шаг позволили себе 2 депутата Азербайджанского парламента.
И пусть результат этих шагов не был сверх эффективным, тем не менее, считает Виктор Мартинович, их значимость гораздо больше предполагаемого «белорусского бойкота». И вот почему:
1. Если кто-то просто отказывается от участия, то в глазах людей это уход от возможности через парламентские каналы помогать людям. А вот отказ от полученного мандата – это жест, это, фактически, отказ от служебной машины и дешёвого питания в буфете под Овальным залом парламента. Отказаться ото всех благ только потому, что выборы были нечестными, - к такому человеку надо прислушаться.
2. Если кандидат от оппозиции сильный, то фальсификации ради победы в конкуренции с ним «официального» кандидата можно через социальные сети сделать достоянием активной части населения, когда миллионы белорусов узнают про конкретные факты избирательных «хитростей» властей.
3. Вместо полемики «участие – бойкот» надо перенести акцент на обсуждение того, не стыдно ли будет прошедшим от оппозиции депутатам работать в таком парламенте, носить красно-зелёные значки. Об этом же должны продолжать говорить и те немногие депутаты, которым удастся от оппозиции пройти в парламент. И затем всем вместе уйти, отдав полученные мандаты.
4. Только тот, кто смог преодолеть соблазн стать избранным депутатом в подобного рода парламенте – тот сможет одолеть и режим.
5. При таком повороте событий оппозиция не разъединится из-за появления лояльной к власти парламентской её части, а, напротив, сплотится на платформе отказа от мандатов.
6. Критика фальсификаций на выборах не до того, как они состоятся, что пришлось бы делать байкотирующим их, а уже после их прохождения, на основе реального опыта, будет более эффективной и более убедительной.
Насколько этот опыт действенен, можно сказать только в одном-единственном случае: применив его на практике.