Превентивные меры устрашения в отношении гражданского общества будут усиливаться
Приближение выборов не стало поводом ни для ослабления репрессий и ограничений свободы ассоциаций и собраний, ни для каких-либо видимых изменений в области применения избирательного законодательства.
С другой стороны, не зафиксировано и существенного роста репрессий и возвращения их к уровеню необъявленного «чрезвычайного положения», как это было после президентских выборов в 2010–2011 гг, констатируют эксперты, принявшие участие в подготовке десятого выпуска квартального мониторинга BISS-Trends.Эксперты отмечают, что предстоящие парламентские выборы должны стать первыми парламентскими выборами, проведенными согласно обновленной редакции Избирательного кодекса, принятой 4 января 2010 года. Выборы депутатов местных советов 2010 года и в особенности последние президентские выборы показали, что внесенные в Избирательный кодекс поправки открывают несколько большее пространство для агитационной работы, но не являются достаточными для предотвращения нарушений принципов свободных и справедливых выборов.
Среди нововведений, которые будут впервые опробованы в условиях парламентских выборов в Беларуси, аналитики называют: упрощение условий проведения агитации, включая пикеты по сбору подписей и встречи кандидатов с избирателями; возможность формировать индивидуальные избирательные денежные фонды, проводить дебаты кандидатов; определение квот на участие в избирательных комиссиях представителей политических партий и общественных объединений. Однако в сравнении с прошлыми выборами, отмечают они, Кодекс запрещает пополнять избирательные фонды кандидатов за счёт пожертвований предприятий с иностранными инвестициями и субъектов, получавших иностранную безвозмездную помощь.
Ещё одной особенностью осенней избирательной кампании будет её проведение в условиях репрессий, в шлейфе последствий последней избирательной кампании по выборам президента и событий 19 декабря 2010 года. Сюда же, среди прочего, следует отнести намерение ряда оппозиционных политических сил бойкотировать выборы или снять кандидатуры своих кандидатов в депутаты на финальном этапе кампании, если не будут освобождены политические заключённые и не произойдёт улучшения условий проведения выборов.
Аналитики считают, что в третьем квартале следует ожидать постепенного усиления превентивных мер устрашения в отношении гражданского общества, но без качественного скачка и возвращения к практике массовых арестов. Репрессии и ограничения сохранятся скорее на уровне превентивных ограничений, без чрезвычайных мер. Именно предсказуемое и вялое течение общественной жизни в ходе парламентской кампании с сохранением превентивного уровня репрессий может вновь ввести в белорусскую политическую жизнь фактор влияния Европы в четвёртом квартале. В таком случае это будет способствовать дальнейшему снижению уровня репрессивной активности. Проведение выборов по сценарию кампании, незаметной для широкой общественности, рутинной, предсказуемой, контролируемой административным ресурсом, выгодно всем субъектам политического поля в Беларуси, как властным, так и оппозиционным, в том числе бойкотирующим выборы и организующим активность за пределами страны. Выборы, судя по всему, уже не станут поводом для нормализации обстановки в стране и возвращения на путь либерализации. Однако остается открытым вопрос, не станет ли эта избирательная кампания препятствием для подобной либерализации в будущем.
Полный текст десятого выпуска квартального мониторинга BISS-Trends можно прочитать на сайте BISS (http://belinstitute.eu/).