«ДИАЛОГ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ»: ДВА ВЗГЛЯДА
Июньские замеры общественного мнения показали, что подавляющее большинство граждан Беларуси хотят перемен в стране. В этом желании широкие слои населения приблизились к оппозиции.
При этом о необходимости перемен все чаще говорят и власти. Также к переменам Беларусь подталкивают и внешние силы: ЕС (в том числе через новую программу «Европейский диалог о модернизации Беларуси») и Россия.
Таким образом, Беларусь превратилась в страну, где все хотят перемен. Но каких?
Народ хочет перехода к более богатой стабильности
По результатам опросов СМИ в июне обнародовали достаточно неожиданные данные: доля сторонников перемен в Беларуси увеличилась за год на 16,2% и достигла исторического максимума в 77,3%. При этом доля сторонников сохранения в стране стабильности сократилась с июня 2011 года вдвое и также достигла минимального значения за все время наблюдений — 15,1%.
Непросто рассуждать о том, каких именно перемен хочет белорусский народ. Понятно, что та его часть, которая традиционно является оппозиционным электоратом (20—25%), хотела бы видеть коренные изменения во всем: и в политике, и в социально-экономической жизни.
Однако для большинства сегодняшних сторонников нового речь, скорее, идет о желании неполитических изменений. Большая часть тех, кто в принципе поддерживает сегодняшнюю власть, тоже жаждут перемен. И здесь, очевидно, речь идет о неудовлетворенности своим материальным положением и тем, как обстоят дела в экономике в целом. Сегодня 71,7% населения считают, что экономика Беларуси находится в кризисе. Это ниже, чем в разгар экономических трудностей прошлого года (87,6%), но все равно очень много.
Таким образом, эта часть сторонников перемен не против оберегаемой официальным руководством Беларуси авторитарной стабильности, но хочет более высокого уровня собственного благосостояния. Представители этого сегмента социума, судя по всему, верят в способность нынешней вертикали власти провести полноценную экономическую модернизацию страны.
Власть тоже верит в себя
В последнее время о необходимости перемен все чаще можно услышать и из уст самого Александра Лукашенко, а также других высших должностных лиц. Правда, трудно отделаться от сомнений в искренности. Эти люди, разумеется, были бы рады избежать любых изменений. Однако и им все яснее, что это невозможно.
Как итог, во властных коридорах зазвучала тема авторитарной модернизации. Не раз ее озвучивали, например, вице-премьер Анатолий Тозик и глава президентской Администрации Владимир Макей.
В их представлении такая модернизация должна исключать политическую демократизацию и содержать лишь самый необходимый минимум социально-экономических реформ. Одна из целей — сократить социальные обязательства государства, или, как любят выражаться наверху, отучить от социального иждивенчества.
На разных языках
Таким образом, дух перемен действительно начинает бродить по Беларуси. Это делает предложенную Брюсселем программу «Европейский диалог о модернизации Беларуси» особенно актуальной. Однако, как видим, каждая из заинтересованных в белорусских реформах сторон исходит из совершенно разных мотивов и по-разному представляет себе желанные перемены. Это обстоятельство, к сожалению, ставит под вопрос саму идею «Европейского диалога о модернизации».
Но все же важно, чтобы диалог превалировал над отдельными монологами по тематике модернизации страны. Ведь в конечном итоге, при всем различии интересов, главными будут оставаться вопросы о том, что и как делать для модернизации Беларуси.
Евгений ПРЕЙГЕРМАН, директор по исследованиям «Либерального клуба»