Что стоит за новой «бомбардировкой» Беларуси международными резолюциями

Источник материала:  
09.07.2012 14:09 — Новости Политики


В конце прошлой недели официальный Минск на протяжении трех дней умудрился получить от международных арбитров три «горчичника». Европарламент, Совет ООН по правам человека и Парламентская ассамблея ОБСЕ приняли схожие по сути декларации с требованием к официальному Минску освободить и реабилитировать политических заключенных. В белорусской прессе, однако, хет-трик западной дипломатии особого фурора не произвел.

Что стоит за новой «бомбардировкой» Беларуси международными резолюциями

Оно и не удивительно: белорусы уже устали считать желтые карточки от международных организаций. Ведь даже исключения правительственных чиновников из международного правового поля не приводили до сих пор к видимым изменениям в стране. К тому же, на первый взгляд, это похоже на стандартный беззубый отклик Запада на последние новостные поводы вроде невключения политзаключенных в амнистию по поводу Дня Независимости.

Но это — лишь на первый взгляд.


Европарламент: новая песня о том же

Правда, что касается Европарламента, поводом к резолюции, принятой в прошлый четверг, действительно послужило недавнее событие — новое обвинение корреспонденту польской «Газеты Выборчей» в Беларуси Андрею Почобуту в клевете на президента. Резолюция сформулирована в жесткой форме. В частности, странам ЕС рекомендуется рассмотреть очередное расширение санкций против белорусских чиновников. Также ставится под вопрос дальнейшее участие Беларуси в программе «Восточное партнерство». Но принципиально новых положений данный документ не содержит. Он является лишь логичным дополнением к предыдущим резолюциям Европарламента, просто в этот раз акцент сделан на требованиях прекратить преследование журналистов и обеспечить свободу СМИ.

А вот решения, принятые в тот же день на заседании Совета ООН по правам человека (СПЧ), стандартной реакцией назвать трудно.


СПЧ ООН: закулисье противостояния

Во-первых, данная структура вовсе не является безотказным рупором Запада. Из 47 членов СПЧ на США и страны Евросоюза приходится лишь 10 мандатов. Поэтому для обеспечения деятельности Совета Западу нередко приходится идти на уступки, порой — довольно нелицеприятные. Так, в 2007 году, согласно службе исследований Конгресса США, Евросоюз согласился ликвидировать мандаты специальных докладчиков по Беларуси и по Кубе в обмен на поддержку Китая в вопросе реформирования организации. 

Восстановить этот мандат не удалось даже после событий декабря 2010 года в Минске. Нынешнее возвращение функции спецдокладчика по Беларуси было «выбито» лишь благодаря неожиданной решимости Запада провести это решение именно сейчас. Согласно пресс-релизу Госдепартамента США, резолюция по Беларуси стала результатом сотрудничества с Евросоюзом (проект от имени ЕС подала Республика Кипр) и «интенсивного лоббирования до и во время заседания». В частности, активное сопротивление оказывала Россия, чей представитель назвал резолюцию «субъективной и контрпродуктивной», а «попытки протолкнуть обсуждение Беларуси в качестве срочного вопроса — необоснованными». На защиту Минска встал даже Кыргызстан, утверждавший, что «Беларусь демонстрирует желание сотрудничать и придерживается всех своих обязательств». Правда, когда дошло до голосования, Бишкек предпочел соблюсти нейтралитет.

В результате за резолюцию проголосовали 22 члена Совета. Еще 20 стран воздержались, Россия, Китай, Куба, Эквадор и Индия голосовали против. О том, сколько стоило Западу проталкивание данного проекта, можно лишь догадываться. Ведь в условиях активного противодействия со стороны России и Китая 12 стран-союзников и 20 «нейтралитетов» это — 32 двусторонние сделки, многие из которых, несомненно, потребовали от Вашингтона и Брюсселя определенных политических компромиссов по другим вопросам.

Зато по итогам голосования, помимо назначения спецдокладчика, была принята короткая резолюция, требующая от Минска «немедленно и без всяких условий освободить и реабилитировать всех политических заключенных». О важности данной формулировки — чуть ниже.

Пока же стоит отметить, что если резолюция СПЧ примечательна усилиями, затраченными на ее принятие, то документ, согласованный в минувшую субботу Парламентской ассамблеей ОБСЕ, уникален по содержанию.


ОБСЕ: ягненок зарычал

То, что резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ была принята почти одновременно с резолюцией СПЧ, частично можно отнести на счет совпадения бюрократических графиков — очередное заседание Совета ООН совпало по времени с ежегодной итоговой сессией ПА ОБСЕ. То, что ОБСЕ вновь осудит нарушения прав человека в Беларуси, не вызывало сомнения: прошлогодняя июльская Ассамблея в Белграде также приняла резолюцию по этому вопросу. Тем не менее, разница между двумя документами — принципиальна.

Резолюция ПА ОБСЕ, принятая в июле 2011 года, призывала Минск всего лишь «освободить всех людей, задержанных в связи с демонстрацией (19 декабря 2010), которые должны быть признаны политическими заключенными».

Зато формулировки нынешнего документа являются беспрецедентными в отношениях Организации с Беларусью по своей жесткости. В частности, ПА ОБСЕ в приказном тоне велит Минску «немедленно и без всяких условий освободить и реабилитировать всех политических заключенных в Беларуси» и «гарантировать полное восстановление их политических прав».


Почему сейчас?

Первый логичный вопрос: что заставило Запад именно сейчас усиленно склонять международные организации к бескомпромиссной позиции в отношении Минска? Ведь в отличие от прошлого года, когда таких активных усилий не прилагалось, часть политзаключенных уже освобождена. Да и остальных Александр Лукашенко, вероятно, планирует выпустить — после торга с Европой об условиях примирения. О готовности к такому примирению белорусские власти последним временем посылают недвусмысленные сигналы.

В пятницу премьер-министр Беларуси Михаил Мясниковичвыразил заинтересованность в новой программе МВФ. Ранее заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов объявил о стремлении как можно скорее присоединиться к ВТО. В данный момент вопрос стоит лишь об условиях примирения. Но в этот раз играть по правилам Минска Запад, похоже, не согласен.

«Мы не хотим способствовать повторению этого цикла — сначала выборы, потом политзаключенные и затем попытка использовать политзаключенных для того, чтобы возобновить диалог с Евросоюзом, — заявила в интервьюБелаПАН посол Соединенного Королевства в Беларуси Розмари Томас. — Это уже, по-моему, третий или четвертый оборот. Думаю, Евросоюз был бы по-настоящему заинтересован в том, чтобы прервать этот цикл».


Новые правила примирения

Учитывая, что Минск имеет склонность забывать о данных им обещаниях сразу же после получения «пряников», Брюссель понимает, что принципиально новые шаги, требуемые от Лукашенко в обмен на примирение, должны оказать воздействие непосредственно в период потепления, которое может оказаться непродолжительным. И Запад, очевидно, такую принципиальную цену уже назначил: не просто освобождение, а — реабилитация политзаключенных.

Этот шаг заставит белорусские власти не только признать послевыборные репрессии преступлением, но и — что хуже — показать населению свою слабость перед давлением извне. Помимо банальной мести за удар по европейскому престижу в 2010 году, Запад, вероятно, надеется, что эта болезненная для Минска процедура заставит его в будущем подумать дважды, прежде чем вновь прибегать к политическим «посадкам».

Несколько лет назад такие требования вызвали бы у Александра Лукашенко лишь веселое недоумение. Казалось бы, и сейчас исполнение их Минском малореально. Тем более что, в отличие от 2009 года, теперь острой нужды в западных деньгах белорусские власти не испытывают — благо, отношения с Москвой пока еще находятся в «медовой» части цикла.

Но нынешняя поддержка Минска Кремлем лишь кажется незыблемой, и это понимают и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Ведь западные политики прекрасно помнят, на каких условиях они принимают Россию в ВТО. А вступая во Всемирную торговую организацию, Россия фактически ставит свою продовольственную самодостаточность в зависимость от своевременного вступления в ВТО Беларуси.


Заложники

Согласно условиям вступления во Всемирную торговую организацию, через 18 месяцев Москва начнет существенно сокращать импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, открыв таким образом ворота для европейских экспортеров, получающих в 40 раз больше дотаций на гектар пахоты, чем их российские коллеги. Если Москва одновременно не увеличит уровень внутренней господдержки АПК, данный эксперимент закончится массовым банкротством российских аграриев. Но разрешенный уровень российских сельхоздотаций крайне мал и должен еще уменьшиться вдвое — до 4,5 млрд. долларов в 2016 году. Поэтому для сохранения своего АПК через полтора года России понадобится и белорусская квота на дотации, которая может составить до 4 млрд. долларов.

Странам Запада это, безусловно, известно, поскольку Кремль согласился пойти на условия ВТО по сельскому хозяйству лишь после того, как членам Таможенного союза было позволено перераспределять между собой квоты на сельхоздотации.

Поэтому Кремль будет оказывать безоговорочную поддержку Александру Лукашенко в его переговорах с Западом о членстве в ВТО лишь на первых порах. Но если процесс зайдет в тупик, Москве не останется иного варианта, кроме как заставить Минск пойти на уступки (или же самой отказаться от членства в ВТО, что гораздо менее вероятно).


Практическое значение международных резолюций

Формально переговоры о вступлении в ВТО являются исключительно торговыми, и политические требования к стране-члену противоречат принципам организации. Таким образом, если бы Брюссель и Вашингтон обусловили белорусское членство двусторонним требованием реабилитации политзаключенных, у Минска и Москвы были бы широкие возможности ответного давления на Запад по этому вопросу на всевозможных международных платформах.

Но теперь, когда за реабилитацию проголосовали и в ООН, и в ОБСЕ, данные требования уже официально звучат от имени международного сообщества, в том числе и от Китая — члена СПЧ, принимавшего участие в голосовании по этому вопросу, и от РФ — члена как СПЧ ООН, так и ПА ОБСЕ.

Страны Запада, в свою очередь, теперь имеют полное право отказываться подписывать с Минском любые соглашения — в том числе торговые или в рамках других международных организаций (к примеру — о кредите МВФ) — до исполнения им своих обязательств перед ООН.

Таким образом, белорусские политзаключенные могут быть реабилитированы в течение года. Негативный момент в том, что переговоры о реабилитации обещают быть сложнее и продолжительнее, нежели о простом освобождении. Не исключено, что некоторым оппозиционерам этот прогресс в вопросе прав человека будет стоить дополнительных месяцев в тюрьме.



Стась ИВАШКЕВИЧ

←От политических партий в окружные комиссии войдут 400 человек

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика