ЗАПАД ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС К БЕЛАРУСИ

Источник материала:  
04.07.2012 10:42 — Новости Политики

Предстоящая амнистия является, возможно, последним шансом для Александра Лукашенко возобновить свою любимую внешнеполитическую игру.

Недавно глава Беларуси заявил:

— Мы ждем конкретных шагов от Запада, Европейского союза. Мяч на их стороне. Это мое твердое убеждение.

Вероятно, имелось в виду, что ЕС должен как-то поощрить официальный Минск за помилование экс-кандидата в президенты Андрея Санникова и его соратника Дмитрия Бондаренко. Между строк читалось: в противном случае на применение к другим политзаключенным амнистии, приуроченной к 3 июля, можно не рассчитывать.

Мяч-то, может, и на стороне Запада. Но проблема в том, что там уже мало кто хочет играть с Лукашенко.

Это подтверждает и реакция на слова Владимира Путина, который на саммите Россия-ЕС предостерег Евросоюз от попыток давления на Беларусь посредством санкций. На практике сие означает, что Кремль «пометил территорию» как свою исключительную сферу влияния.

Особых протестов у западных политиков заявление Путина не вызвало. И вот почему.

Запад пытался наладить диалог с Лукашенко. Ни шиша из этого не вышло.

Запад пробовал оказать моральное давление на руководство Беларуси, включая точечные санкции. Примерно с тем же успехом.

Запад поддерживал альтернативу нынешнему главе Беларуси. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин оппозиция к власти не пришла.

Таким образом, арсенал основных методов исчерпан. Поскольку в Беларуси нет массовой резни, наивно рассчитывать, что Запад ради торжества демократии введет войска или эмбарго на покупку мозырских и новополоцких нефтепродуктов.

Еще одним разочарованием для евросоюзовских политиков стала реакция белорусского населения на экономический кризис. Точнее, ее отсутствие. Почти трехкратная девальвация национальной валюты и резкое падение уровня жизни не вызвали у наших граждан особого недовольства.

Вполне объяснимо, что в этой ситуации Запад теряет интерес к Беларуси. У ЕС хватает своей головной боли — поэтому не нужно рассчитывать, что он будет концентрироваться на чужих проблемах. Обозначать озабоченность ради приличия — это да. «Диалог для модернизации» — пожалуйста. Но не более того.

Хочет Путин в одиночку разбираться с Лукашенко — на здоровье. Спасать независимость Беларуси Запад при данных обстоятельствах не готов.

И, кстати, подыгрывать Лукашенко тоже. А это значит, что одна из любимых внешнеполитических игр белорусского руководителя — выстраивать отношения с Россией за счет Евросоюза — на грани провала.

В 2008 — 2010 гг. флирт с Западом позволял Лукашенко ограничить амбиции Кремля, поскольку подразумевал наличие у Беларуси геополитического выбора. Теперь Минск остался один на один с Москвой, которая вроде как и подарками его осыпала, но в то же время диктует свои правила игры. Дошло до того, что Лукашенко вынужден огрызаться в ответ на нотации российского посла.

Руководству Беларуси крайне желательно восстановить хотя бы некое подобие внешнеполитического баланса. Но желающих договариваться с Александром Лукашенко вроде бывшего посла Германии в Беларуси Гебхардта Вайса и министра иностранных дел Болгарии Николая Младенова на Западе нынче немного. Зачем рисковать своей репутацией, коль вторая сторона систематически не выполняет взятые на себя обязательства?

У Лукашенко, впрочем, еще есть шанс на оттепель в отношениях с ЕС. Однако похоже на то, что он будет упущен 3 июля. Речь об амнистии, под которую можно подвести политзаключенных. А можно и не подвести.

Глава Беларуси уже несколько раз прозрачно намекнул, что в этом вопросе европейским дипломатам не стоит рассчитывать на лучшее. Вот только освобождение политзаключенных нужно не иностранным послам. Запад как-нибудь переживет, если полтора десятка белорусов останутся за решеткой. Хотя разочарование наверняка испытает, вследствие чего сведет контакты с официальным Минском к абсолютному минимуму.

Лукашенко стоит перед выбором: продолжать ждать от Евросоюза шагов навстречу, которых не будет, пока политзаключенные остаются в тюрьмах, — или пойти на не самые значительные уступки (выход на свободу Николая Статкевича, Алеся Беляцкого и других узников совести едва ли приведет к крушению режима), чтобы расширить себе поле для маневра. Надеяться и рыбку съесть, и в дамки влезть в данном случае не стоит.

Александр СТАРИКЕВИЧ, www.gazetaby.com

←Белорусские парламентарии примут участие в сессии ПА ОБСЕ в Монако

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика