Беларусь сосредоточится на охране собственных рубежей
Кризисные процессы в Северной Африке, на Ближнем Востоке, отсутствие видимых перспектив мирного урегулирования внутриполитической обстановки в Сирии, взрывоопасная ситуация вокруг Ирана, чреватая военными действиям в Персидском заливе, служат благодатной основой для накаливания очагов напряженности у южных границ Европейского союза.
Антиправительственные протесты в Сирии не прекращаются более года. Ежедневно поступают сообщения о гибели людей - как мирных граждан, так и сотрудников силовых структур. По данным ООН, общее число жертв превысило 12 тысяч человек. С апреля в Сирии, в соответствии с планом Кофи Аннана, объявлено перемирие, за соблюдением которого призваны следить наблюдатели ООН. Однако стороны конфликта регулярно сообщают о новых вооруженных инцидентах и жертвах. По данным сирийских властей, "вооруженные террористические группировки" совершили за это время более 5 тысяч нарушений условий плана Аннана. В свою очередь, вооруженная оппозиция заявляет, что она соблюдает перемирие и возлагает ответственность за продолжение насилия в стране на правительственные силы.
Так или иначе, но страх и неуверенность в завтрашнем дне побуждает гражданское население спасаться бегством. Так, по данным зарубежных СМИ, в поисках лучшей жизни около 230 тысяч сирийцев уже покинули родные места, но пока продолжают оставаться в стране. При этом, по оценкам ведомства ООН по делам беженцев, за последний год в Иорданию прибыли 100 тысяч сирийских беженцев, в Ливан - более 20 тысяч, в Турции на сегодняшний день их насчитывается около 25 тысяч.
Властям Евросоюза, ранее уже имевшими дело с проблемой сдерживания нелегальной миграции из Туниса и Египта, есть о чем беспокоиться. Еще в прошлом году ЕС предпринял меры, позволившие взять под контроль миграционные потоки. В определенной мере усилия европейцев способствовали нормализации ситуации с беженцами, следовавшими в Европу через ее южные рубежи. И все же прецедент был создан. Наиболее привлекательные для мигрантов страны (Франция, Германия) всерьез заговорили, пусть о временном, но, все же, приостановлении участия в Шенгенском соглашении до лучших времен.
Так было год назад. В этом году необратимость последствий «арабской весны» подтолкнула ЕС к еще более жестким ответным мерам. Уже разработаны проекты по укреплению границ между Грецией и Турцией. Планируется возвести трехметровую стену, оборудованную двумя рядами колючей проволоки и видеокамерами. Кроме того, чтобы остановить поток нелегальных иммигрантов в Европейский союз власти Греции вдоль сухопутной границы с Турцией намерены вырыть ров глубиной семь и шириной в тридцать метров.
Станут ли драконовские меры, предпринимаемые европейскими уполномоченными ведомствами, панацеей от наплыва незваных гостей из арабского Востока?
В любой, даже самой плотной цепи при желании и настойчивости можно отыскать брешь. «Альтернативные» пути имеются и пролегают они не так уж далеко. Одним из таковых наверняка станет транзит через Турцию и Закавказье, на Северный Кавказ (в Южный федеральный округ России). А, учитывая, что в рамках Союзного государства действует режим свободного перемещения граждан, в страны Евросоюза можно попасть через Беларусь, которая пока является своеобразным «заслоном» для Запада от нежелательных вояжеров.
К слову, и в России и в Беларуси сформировалась сплоченная сирийская диаспора. Многие ее представители заняты в сфере бизнеса и имеют деловые связи в ЕС. Нет никакого сомнения в том, что со стороны сирийских общин помощь «братьям» непременно будет оказана.
Попасть в Евросоюз мечтают и жители кавказского региона. Кратчайший путь, с их точки зрения, также следует через Беларусь. По информации пограничного ведомства, только с 21 по 23 марта за нарушение правил пребывания в республике и транзитного проезда через ее территорию к административной ответственности привлечено 80 лиц, из них 54 иностранных гражданина, в основном выходцев из северокавказского региона. Депортировано за пределы Беларуси с закрытием въезда 8 человек. В отношении 2 иностранцев возбуждены уголовные дела. Сами нарушители не скрывают своих намерений выехать в страны ЕС.
Пока европейцы ломают голову над тем, как сдержать потоки нелегалов, Беларусь решает другую дилемму. Нужно ли в условиях недостаточности финансирования продолжать сдерживать миграционные потоки, направляющиеся в страны-соседи, или все же рациональнее сконцентрировать усилия на охране собственных рубежей? Возможно, компромисс и был бы найден, если бы на решение практических задач не наслоился бы пресловутый политический фактор. Вряд ли на фоне политики кнута, применяемой к Беларуси, белорусская сторона изъявит готовность обеспечивать безопасность европейских границ в ущерб своим национальным интересам.