Выборы-2012: финальную сцену сыграют за занавесом

Источник материала:  
21.04.2012 16:00 — Новости Политики

Принятые еще в начале 2010 года поправки в Избирательный кодекс будут опробованы на этот раз на предстоящих в сентябре парламентских выборах. В принципе, они могут сделать парламентскую кампанию более интересной для избирателя, предоставить новые возможности кандидатам. Однако все прогрессивные законодательные изменения меркнут на фоне практики проведения выборов в Беларуси.

Выборы-2012: финальную сцену сыграют за занавесомСколько бы власти ни заявляли о либерализации избирательного процесса, без публичного и открытого подсчета голосов говорить о демократичности выборов невозможно.

Необходимо подчеркнуть: законодательные нововведения уже были опробованы на президентских выборах декабря 2010 года. Они дали кандидатам определенный дополнительный простор. Теперь эти положения будут применены и на парламентских выборах.

Одно из главных новшеств — то, что кандидаты могут создавать личные избирательные фонды. Их предельный размер — 1000 базовых величин (базовая величина равна 100 тысячам рублей; таким образом, потолок фонда в долларовом эквиваленте — около 12 500 долларов).

«Думаю, эта норма позволит кандидатам выпустить дополнительные тиражи листовок, провести массовые мероприятия и, возможно, закупить время на радио и телевидении или площади в газетах. Важно, чтобы у всех кандидатов были равные возможности и условия использования СМИ», — считает секретарь Центризбиркома Николай Лозовик.

Несколько иначе, чем на парламентских выборах 2008 года, будут формироваться избирательные комиссии. Не менее чем на треть они должны состоять из представителей политических партий и общественных объединений, а госслужащих должно быть не более трети. На практике во время двух кампаний 2010 года — местных и президентских выборов — это обернулось почти поголовным включением в комиссии представителей провластных, а не оппозиционных структур, но формально норма законодательства была выполнена.

Кроме того, в избирательные комиссии не могут входить судьи, прокуроры, руководители местных исполнительных и распорядительных органов, а президиумы советов и исполкомов, образующие комиссии, не смогут направлять в их состав своих представителей.

Лозовик сообщил, что более легким, чем на парламентских выборах 2008 года, будет процесс выдвижения кандидатов в депутаты. «Для политических партий предоставлено широкое поле деятельности. Они могут выдвинуть своих представителей во все 110 избирательных округов, даже не имея нижестоящих партийных организаций в определенном округе», — отметил секретарь Центризбиркома.

Изменения касаются также процесса сбора подписей и агитации. Пикеты по сбору подписей можно будет проводить в любом месте, не запрещенном местными исполнительными и распорядительными органами. На последних президентских выборах это позволило штабам кандидатов собирать подписи в людных местах (многим запомнились бело-красно-белые флаги у столичного ГУМа).

Во время парламентской кампании будет действовать заявительный принцип проведения массовых мероприятий вне помещений. При этом агитация во время избирательной кампании не будет подпадать под действие закона о массовых мероприятиях, ужесточение которого осенью 2011 года («больше трех не собираться» — так окрестили журналисты новый вариант) в разы усложнило проведение любой уличной акции.

Кандидаты в депутаты смогут изготавливать общие информационные материалы. Кроме того, они будут иметь право по взаимному согласию вместе проводить теле- и радиодебаты, встречи с избирателями.

При благоприятном стечении обстоятельств эта норма может сделать достаточно эффективными кампании, например, Объединенной гражданской партии и Партии БНФ. Эти структуры намерены выдвинуть своих кандидатов, но снять их непосредственно перед голосованием. При достаточной активности этих кандидатов партии, вероятно, смогут донести до избирателей определенные послания.

Если судить по высказываниям Лозовика, то именно снятие кандидатов, а не простой бойкот выборов может нервировать власти.

«Если у политической партии есть какой-то кадровый, организационный ресурс — пожалуйста, участвуйте в выборах. Хотите бойкотировать выборы — бойкотируйте. Но игра в каких-то спикеров — просто несерьезно. Это говорит о том, что, наверно, у политических партий недостаточно сил идти на выборах до конца», — считает секретарь Центризбиркома.

Минимизировать кампанию бойкота, которая и так с учетом небольших ресурсов оппозиции вряд ли будет широкой и эффективной, власти смогут наверняка. А вот разъяснить, почему часть кандидатов снялись с выборов, заглушить резонанс их заявлений во время агитационной кампании, — тут уже усилий потребуется гораздо больше.

Впрочем, как бы власти ни тщились подчеркнуть прогрессивные элементы избирательного законодательства, все перечеркивается «черным ящиком» на финише.

«Любые выборы теряют смысл, если нет реального и прозрачного подсчета голосов на уровне участковых комиссий. Он у нас в стране, к сожалению, отсутствует», — считает сопредседатель кампании «За справедливые выборы» Виктор Корнеенко.

Как отмечает эксперт, никакой публичностью во время подсчета голосов и не пахнет: «Каждый член комиссии что-то делает отдельно, на ухо говорит председателю, который только один реально знает, что происходит с подсчетом голосов на участке».

Корнеенко напоминает, что демократические силы предлагали властям подробно расписать эту процедуру в законе, однако натолкнулись на неприступную стену.

«Конечно, под влиянием внутреннего или внешнего давления власти могут пойти на либерализацию агитации, других моментов избирательной кампании. Но это все по большей части имитация. Во время последней президентской кампании можно было использовать больше информационных возможностей, но, в конце концов, если голоса не считают, то к демократическим выборам эта бутафория не имеет отношения», — считает Корнеенко.

Выборы — это конкретные, четкие процедуры на всех этапах, а не только возможность агитировать, уверен эксперт.

По мнению Корнеенко, требования оппозиции относительно демократизации избирательного законодательства в принципе элементарны.

«Есть три пункта: прозрачный и публичный подсчет голосов на уровне участковых комиссий; законодательное закрепление права политических субъектов, участвующих в выборах, на представительство в избирательных комиссиях; ограничение досрочного голосования. Есть и другие предложения. Но эти три главных пункта могут сделать выборы в Беларуси демократичными. Все остальное — это игры власти с целью пустить пыль в глаза», — считает эксперт.



Сергей КОРОЛЕВИЧ
←Лукашенко советует не избегать физического труда

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика