Политические партии Беларуси: миф или реальность?
Белорусская многопартийная система в настоящее время стремительно деградирует. Такой вывод содержатся в статье директора Института социологии Национальной академии наук Беларуси, доктора социологических наук, профессора Игоря Котлярова, размещенной на сайте института. Naviny.by перепечатывают ее с небольшими сокращениями.
Практически все политические партии Беларуси переживают несколько локальных кризисов – кризис доверия, кризис лидерства и кризис идеологической идентичности. В понятии простых людей они и партии существуют очень далеко один от одного, в параллельных мирах, которые никогда не сойдутся. Партиям нет никакого дела до их жизни, проблем и бед. В результате люди не чувствуют реальной потребности в партиях, а значит, в белорусском обществе отсутствует спрос на них.
По данным социологического мониторинга, постоянно проводимого Институтом социологии НАН Беларуси, белорусским политическим партиям в настоящее время доверяют 9% населения Беларуси, не доверяют – 39%. Если бы в ближайшее время в нашей стране происходили выборы в парламент по «партийным спискам», то 28,5% избирателей проголосовали бы против всех политических партий. Две трети респондентов, вполне вероятно, вообще бы не пошли на выборы, так как они ничего не знают о белорусских политических партиях.
Избирательный барьер следовало бы установить минимальный – 1%. И то его бы преодолели меньше половины политических партий страны.
Популярность некогда мощной политической силы – Коммунистической партии Беларуси – упала за последние двадцать лет более в пятьдесят раз (с 52,1 процента в марте 1991 года до 0,9 процента сейчас). Перед выборами в Верховный Совет XIII созыва каждый третий житель страны был готов поддержать коммунистов, а что сейчас? И это тогда, когда партийный спектр белорусского политического пространства полностью заполнен. Все граждане Республики Беларусь могут выбрать политическую партию, отвечающую их политическим пристрастиям и требованиям, личностному пониманию дальнейшего развития белорусского общества. Правда, почти все белорусские партии: правильные, ровненькие, причесанные, выглядят «на одно лицо» или, точнее, вообще его не имеют. Так что у белорусских граждан и есть выбор, и нет его.
Рейтинг политических партий Беларуси на весну текущего года
1. Либерально-демократическая партия 1,3%
2. Партия «Белорусская социал-демократическая Громада» 1,0%
3-6. Республиканская партия труда и справедливости 0,9%
3-6. Объединенная гражданская партия 0,9%
3-6. Коммунистическая партия Беларуси 0,9%
3-6. Консервативно-Христианская Партия – БНФ 0,9%
7-10. Белорусская партия «Зеленые» 0,7%
7-10. Партия БНФ 0,7%
7-10. Белорусская социально-спортивная партия 0,7%
7-10. Белорусская социал-демократическая партия (Громада) 0,7%
11. Белорусская аграрная партия 0,6%
12. Социально-демократическая партия Народного Согласия 0,4%
13-15. Белорусская патриотическая партия 0,1%
13-15. Белорусская партия объединенных левых «Справедливый мир»
(бывшая Партия коммунистов Белорусская) 0,1%
13-15. Республиканская партия 0,1%
Проголосовал бы против всех 28,5%
Затрудняюсь ответить 61,9%
Почему политические партии, которых, по идее, должны поддерживать все граждане страны (конечно, каждый свою) оказались политическими аутсайдерами? Можно назвать несколько важнейших причин полного краха белорусской многопартийности.
Одним из ключевых вопросов жизнедеятельности современных политических партий является содержание их повседневной работы. Это то, что люди видят и чувствуют, или, по крайней мере, должны. Если политические партии постоянно не заявляют о себе в публичной политике, не принимают активного участия в политической жизни, не откликаются на злободневные события, не инициируют различные политические и коммуникационные процессы, то таким политическим структурам предстоит весьма недолгая жизнь.
В Беларуси многие партии от выборов до выборов представляют аморфную, желеобразную массу, которую нереально встряхнуть, но и трудно выбросить. Даже появилась такая дефиниция – ширмочная партия. Ширма есть, за ней -- ничего. Типичный пример – Социал-демократическая партия Народного согласия. Уже добрый десяток лет она не предпринимает никаких политических действий. Может быть, партийные боссы считают, что такие партии еще когда-нибудь понадобятся для решения их личных проблем?
Современные белорусские политические партии не выполняют свою главную функцию – представлять и защищать на высшем государственном уровне интересы своих избирателей, своего электората. На сессиях парламента никто из партийцев не выступает от имени своей партии, не отстаивает ее точку зрения, не представляет интересы простых членов партии. Разработка законопроектов и партийная жизнь идут параллельными курсами. Думаю, в стране не найдется ни одного человека, который смог бы точно ответить на вопрос: сколько сейчас партийцев в парламенте?
В свое время известный ученый Роберт Михельс открыл «железный закон олигархических тенденций» и доказал, что партийная демократия обязательно перерождается в партийную олигархию, а демократы становятся олигархами. Что-то подобное произошло и в нашей стране. Большинство белорусских политических партий сегодня выражают и представляют интересы не широких партийных масс, а партийной верхушки, своих друзей и родственников, знакомых и близких.
Лидеры современных политических партий, как правило, являются их брендами, особенно в ходе избирательных кампаний и в общении с людьми и средствами массовой информации. Партийные лидеры обязаны быть отражением настроений электората, своих избирателей, как говорил Василий Иванович Чапаев, всегда находиться впереди «на белом коне». Их роль особенно важна в современных условиях, когда партии сталкиваются с огромным количеством проблем.
Во-первых, у многих людей полностью отсутствует интерес к политике как способу решения своих интересов и потребностей. Как показывают социологические исследования, проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, только 4% жителей страны считает, что активное участие в политической деятельности поможет им решить существующие проблемы.
Во-вторых, развитие информационных технологий, электронных средств массовой информации заставляет партийных лидеров жить по новым, ранее совершенно не знакомым и непонятным им правилам – быть интеллигентными и компетентными, интеллектуальными и мобильными, элегантными и эрудированными, выражать социальные ожидания и заказы людей.
Роль Бабы Яги на метле и в ступе, пытающейся заклинаниями звать электорат к лучшей жизни, или комиссара с маузером в руке, уже давно не воспринимается избирателями. Новые условия требуют полной смены поведенческой парадигмы, формирования принципиально нового политического имиджа. Это, к сожалению, в Беларуси не произошло и не скоро произойдет.
Как результат, у подавляющего большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающих современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать ответственные политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Руководители многих политических партий, просто-напросто, не интересны.
Под вопросом и моральный облик лидеров некоторых политических партий. Следует особо подчеркнуть, что, как показали социологические исследования, о подавляющем большинстве партийных лидеров многие люди вообще никогда не слышали. Их рейтинг, как говорится, ниже плинтуса – 0, 00… %.
Рассматривая кадровые проблемы политических партий страны, следует особо подчеркнуть полное отсутствие у многих из них лидерского потенциала и тенденцию к несменяемости лидеров. Как результат, закостенение партийной элиты, не желающей покидать относительно теплые места, дающие некоторые моральные (а иногда – и не только) преимущества. Как продолжение этой тенденции – явный недостаток рядовых членов партии, на которых во всех странах держится многопартийность.
Достаточно слабое звено – партийный аппарат, спичрайтеры и аналитики политических партий. Они малопрофессиональны и очень часто – коррумпированы. Мало того, что совершенно не поймешь, о чем они говорят и пишут, так их точка зрения может поменяться несколько раз за неделю в зависимости от полученного гонорара.
Серьезной проблемой многих политических партий страны является полное отсутствие теоретическое работы. Наблюдается ярко выраженный эффект «замороженности». Для многих партий политическое время остановилось. Партийные программы практически не изменились с момента создания партий. В них до сих пор содержатся категории «времен Очаковских и покоренья Крыма». Нельзя в программе современной политической партии давать определения из «Краткого курса истории Всесоюзной Коммунистический партии (большевиков)». Современные партийные концепции, заявления, обращения оказались не способными ответить на вызовы и риски быстро летящего времени.
Идеологические платформы подавляющего большинства белорусских политических партий неясны, неточны, аморфны, эклектичны. У многих партий нет интеллектуального потенциала, эффективно работающих «фабрик мыслей», прорывных идей, способных привлечь к себе избирателей. Белорусские партии не являются генераторами новых социально-политических и экономических идей, катализаторами интеллектуального развития. Но самое грустное и смешное, - они часто отказываются от помощи умных людей, профессионалов в своем деле. Однако как донести такие партийные идеологии до широких народных масс, убедить людей в правильности партийных идей? Ни у кого из партийных идеологов нет однозначного ответа на этот вопрос. И белорусское государство занимается идеологией именно потому, что политические партии страны оказались не способными это делать.
Против политических партий страны работает и менталитет белорусов. Люди ждут подачек от государства, считают, что кто-то другой должен решать их проблемы, но сами ничего не делают и делать не хотят. Как результат, сформировалась низкая востребованность института политической партии в общественном сознании современной Беларуси.
Не работает на рейтинг политических партий и законодательство белорусского государства. После того, как были внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О политических партиях», благодаря которым число учредителей партий увеличилось с 500 до 1000 человек, количество политических партий в стране уменьшилось на десять.
Некоторые политики и журналисты считают, что необходимо провести в стране целый ряд законодательных изменений, которые дадут возможность белорусским партиям стать реальной политической силой. Среди них, например, называют переход с мажоритарной на пропорциональную избирательную систему. Однако будет ли лучше? В политические партии полезут карьеристы, авантюристы, проходимцы, популисты и демагоги, стремящиеся и здесь получить собственную выгоду, что, кстати, уже было...